- Рома, мама просила к дяде Грише съездить, узнать как он там, увезти гостинцев.
- Надя, я не смогу в ближайшее время, ты же знаешь, мне надо закончить проект. Пятьсот километров, да дорога такая оживлённая – не разгонишься, мы же не управимся за день… Слушай! У нас же на следующей неделе Славка поедет в командировку, как раз мимо. Попрошу его, там пятнадцать километров до дяди Гриши, хоть гостинцев завезёт.
___________________
- Славка, вот передашь сумку с подарками дяде Грише, скажешь, что приедем осенью или в конце лета. И вот ещё: передай телефон, там и сим-карта. Может уже поставили им вышку, им давно обещали связь наладить.
___________________
Рома справился со своим заданием чуть раньше и уже в первых числах августа готов был потратить свои долгожданные два выходных на поездку в деревню к дяде Грише. Рома очень хотел бы их потратить на рыбалку или просто на лежание у телевизора, но мама и Надя с такими жалкими взглядами уговаривали его съездить в деревню, что он и сам понял, что необходимо. Дядя Гриша старший брат Натальи Сергеевны - мамы Нади, живёт один в деревенском доме. Наталья Сергеевна вообще удивила Рому: она вдруг заявила, что тоже поедет. «Надя, оставайся с Ванечкой, а я хочу сама увидеть Гришу, что-то сердце как-то щемит».
Надя осталась дома с двухлетним Ваней, а Рома с мамой ранним утром отправились в дорогу.
Подъезжая к дому, увидели у ворот машину, чему встревожено удивились. Рома и Наталья Сергеевна зашли во двор, и им в глаза сразу бросилось всё чужое. Большая и лохматая собака, упёршись передними лапами в сетку, залаяла. На лай собаки из дома вышла женщина.
- Здравствуйте, а где Гриша? – Наталья Сергеевна прижимала рукой грудь, где бешено стучало сердце.
- Гриша! – крикнула женщина вглубь дома, и продолжала стоять на крыльце и улыбаться.
Из дома вышел мужчина, Наталья Сергеевна покачнулась, Рома её придержал.
- Нам нужен Григорий Сергеевич, хозяин дома, - сказал Рома.
- Я хозяин дома, - уверенно сказал мужчина, и добавил, - только я Петрович, Григорий Петрович, хозяин дома.
Рома почувствовал, что тело Натальи Сергеевны стало тяжёлым, он схватил её и с трудом повёл к крыльцу, чтобы посадить на ступеньку. Женщина кинулась в дом, на ходу крикнув: «Гриша, ведите её в дом!».
Рома вместе с мужчиной завели Наталью Сергеевну в дом и уложили на диван. Женщина уже стояла рядом со стаканом воды.
Уже через минуту Григорий Петрович показывал Роме и Натальи Сергеевне документы на дом и рассказывал:
- Мы заехали в дом две недели назад, как только сделку оформили, а вчера вот уже документы получили. Мы давно дом искали, а вот этот дом удивил нас ценой - миллион двести, это недорого для него. Подобные дома мы видели не меньше миллиона восемьсот. Мы сразу и созвонились с продавцом, на следующий день договорились на сделку. Ещё на сто тысяч уговорили его сбросить цену. И мебель, и всё оставил. Он сказал, что нет времени у него продавать, за границу уезжает, поэтому и продаёт так недорого.
В документах значился продавец дома совсем неизвестный ни Натальи Сергеевне, ни Роме. Наталья Сергеевна, приняв сердечных капель из рук Валентины Степановны (так звали женщину), лежала на диване, а Рома решил сходить к соседке.
Татьяна Васильевна оказалась дома, встретила Рому приветливо и удивила вопросом: «Ну, как там Гриша у вас? Привыкает?». Рома попросил Татьяну Васильевну рассказать - почему она решила, что дядя Гриша у него. Татьяна Сергеевна рассказала:
- Я видела машину у дома Гриши, в машине парень сидел, я из магазина шла как раз, мы поздоровались. Мне потом Гриша сказал, что ты друга своего отправлял, чтобы ему гостинцев тот привёз. Довольный такой, радостный был, что не забываете, ещё угостил конфетами и кексиками меня.
Где-то прозвучал звонок, Татьяна Васильевна ушла в комнату и оттуда вышла с сотовым телефоном, разговаривая с кем-то. Поговорив, отключила телефон и положила его на стол перед Ромой.
- Татьяна Васильевна, а когда вам связь в деревне наладили?
- Дак, вы приезжали на Новый год? Тогда ещё не было связи. А к майским уже дали.
- Точно к майским?
- Точно, точно. У нас сейчас у всех телефоны. Идёт такая маленькая кнопка из школы и по телефону болтает. Смешно.
- Но я ведь друга отправлял после майских праздников, а тогда ещё не было связи.
- Была, была Ромочка. Когда Гриша-то хвастался гостинцами, что ты отправил, я ему телефон показала, а он сказал, мол, Рома обещал тоже телефон подарить.
- Татьяна Васильевна, я так и не понял, почему вы решили, что дядя Гриша ко мне уехал.
- Дак, через неделю снова твой друг приехал и Гришу забрал. Гриша крикнул мне, что к тебе поехал. Я не понимаю что-то, Рома, ты зачем меня выспрашиваешь?
Когда Рома сказал Татьяне Васильевне, что дядю Гришу он не увозил и сейчас не знает его местонахождение, Татьяна Васильевна ахнула и заплакала.
Рома рассказал почти всё Наталье Сергеевне, решив, что хуже уже ей не будет, но она должна знать, чтобы ему было легче принимать решение. Но он умолчал, что увёз дядю Гришу Славка.
Рома переписал все данные с документов на сделку с домом, и они поехала в районную полицию. Наталья Сергеевна написала в полиции заявление и их направили в кабинет к следователю.
Выслушав Наталью Сергеевну и Рому, следователь стал задавать вопросы. Некоторые вопросы могли показаться некорректными, но это если не знать всех обстоятельств. Наталья Сергеевна и Рома терпеливо объясняли следователю и не обижались.
- Наталья Сергеевна, он ваш старший брат, а на сколько лет он старше вас? Сколько ему лет?
- Шестьдесят два. Я поняла вас. Вы думаете, почему он дал себя так легко обмануть?
- Честно говоря, да. Почему?
- Гриша не обычный человек. Он учился в коррекционной школе. Он абсолютно бесконфликтный и очень доверчивый.
- Если он недееспособный, почему вы его одного оставили, не увезли с собой.
- Вы не поняли, он совершенно дееспособный, после школы работал в колхозе, потом на нашем молочном заводике. Работал хорошо, пенсию хорошую заработал. Он просто трудно адаптируется к новым условиям. Родился, вырос, работал в деревне и никуда не хотел уезжать. Он с нами в этом доме всегда жил, муж мой был ещё жив. Я зимой уехала в город, чтобы с внуком сидеть, дочка на работу вышла. Сейчас же боятся потерять работу молодые.
Следователь обещал плотно заняться этим делом, но по срокам никаких обещаний не давал. Сказал, что сделает запрос по регистрации сделки, по адресу продавца, записал номера телефонов, дал свою визитку.
Наталья Сергеевна всю дорогу плакала, а Рома думал. Он думал: зачем Славка так поступил и не верил, что это правда.
Приехали домой уже за полночь. А утром Рома сказал, что поедет в полицию и напишет там заявление. На самом деле он поехал к Славке. Славка проживал один в съёмной квартире. Славка открыл дверь не сразу. Рома несколько раз нажал на звонок, а потом услышал шарканье ног. Славка был помятый и заспанный.
- Ты, что, гнида, сделал? – Рома сходу прижал Славку к стене хваткой за шею.
- Прости, Ромыч, - хрипел Славка, - я случайно… просто… забыл…
Рома отпустил Славку, толкнул его в комнату, сам сел в кресло и сказал, обхватив голову руками:
- Рассказывай, сука…
- Но, мы уже поехали, а я смотрю: коробка с телефоном на заднем сиденье лежит, я совсем забыл про телефон. Димке говорю: «надо вернуться, я телефон забыл отдать», а он психанул и не стал возвращаться. Мне стыдно, Ромыч, что я тебя, как бы, подвёл, вот и соврал, что связи там нет. Прости, Ромыч. – Славка замолчал и преданно уставился на Рому.
- Дальше рассказывай, - с тяжёлым вздохом сказал Рома.
- А что рассказывать?
- Где дядя Гриша, скотина? Куда ты его увёз и зачем?
- Кто увёз… куда… не понял…
- Ты мне дурака не валяй. Соседка видела, как ты второй раз приехал и увёз дядю Гришу.
- Ты, чё? Я не был там больше. Ты совсем уже рехнулся? Какая соседка?
Рома очень хорошо знал Славку и понял, что его недоумение искреннее.
- Так, Славка, ты сказал про какого-то Димку.
- У меня машина сломалась, а командировку не стал откладывать. Ты же знаешь как Сергей Михайлович на это реагирует, но я и попросил своего знакомого…
- Это, случаем, не Дмитрий Александрович Варапаев?
- Ты его знаешь? Подожди, я не понял, а с дядей Гришей-то что?
Рома не ответил, он взял телефон и набрал номер:
- Татьяна Васильевна, это Рома. А на какой машине друг мой приезжал? - Отключил телефон и спросил: - Лада тёмно-синяя?
- Да, тёмно-синяя Лада-Приора. – Славка вдруг испугался и обессилено присел на диван. – Ромыч, она у меня под окном стоит. Мне Димка денег должен, вот и отдал за долг.
Они вместе кинулись к двери и потом, толкая друг друга, на улицу. Открыли машину и обыскали её каждый сантиметр. Ничего не нашли, хотя и не понимали что искали.
- Ты, Славка, закрой машину и пока не трогай. Поехали к Димке твоему.
- Так, он уехал … за границу куда-то, точно не знаю куда. Что случилось-то?
- Поехали по адресу, где он жил, может, там что-то узнаем. Расскажу по дороге.
Подъехали к общежитию, зашли свободно, никаких вахтёров и охранников не встретили. Постучали в дверь комнаты, где жил Димка, но услышали тишину, дверь никто не открыл. А вот, дверь комнаты напротив приоткрылась и показалась кудрявая сухонькая головка старушки.
- А вы не знаете кто сейчас в этой комнате проживает? – спросил Славка.
- А ты не знаешь? Ты же с ним сюда приходил. Я же вас видела, - ответила старушка.
- Димка? – удивился Славка, - он и сейчас здесь живёт?
- А куда ему деться? Лучше б сгинул где-нибудь… прости, господи, - старушка перекрестилась, - гуляет уж сколько, не просыхает, где только деньги берёт. А ещё отца привёз, пенсию, наверное, его и пропивает. Вы вон к соседу постучите, может, знает он чё, вместе иногда загуливают.
Сосед, опухший и помятый здоровяк, открыл и неприветливо спросил:
- Чё надо?
- Димка – твой сосед, знаешь где?
- Дома он, спит. Стучите сильнее, - и закрыл дверь.
Славка и Рома стали стучать. Дверь напротив снова открылась и старушка сказала:
- А Гришу я уже неделю не вижу.
- Какого Гришу? – оцепенев, спросил Рома.
- Отца этого алкаша, Гришу я уже неделю не вижу. Спросите там у него про отца-то, – и скрылась за дверью, захлопнув её.
Славка и Рома, уже не боясь потревожить соседей, стали стучать сильнее. Наконец-то за дверью почувствовалось какое-то движение и дверь открылась. Рома пулей влетел в комнату и стал нервно её осматривать, даже под кровать и раскладушку заглянул. А Славка уже за плечи прижимал к стене Димку и рычал ему в лицо:
- Где дядя Гриша?
Димка только часто моргал глазами и мычал что-то нечленораздельное. Рома оттолкнул Славку, схватил Димку, подтащил его к раковине, окунул его голову в раковину и открыл кран.
После отрезвляющих водных процедур Димка мало-мало пришёл в себя. После вопроса: «Где дядя Гриша?», он оглядел всю комнату и сказал: «Не знаю, тут был». Славка не выдержал первым и врезал Димке так, что тот упал на кровать и стал размазывать по лицу кровь.
- Рассказывай всё, или я тебя убью, - прорычал Славка.
Димка вдруг упал на пол и полез под кровать, вытащил оттуда небольшую спортивную сумку, покопался там, пошуршал, вытащил пакет и протянул его Славке:
- Вот деньги за дом… Славка, отдай их, сам знаешь кому.
- Славка, спроси его – где дядя Гриша, или я его сейчас убью, - еле сдерживаясь, прорычал Рома.
- Но не знаю я! – истерично закричал Димка. – Вот здесь на этой кровати спал, а я на раскладушке. Не знаю куда он ушёл, и когда. Пил я, ваще потерялся во времени.
- Рассказывай всё, гнида.
- Ты, Славка, когда мне рассказал, что старик живёт один и, что он … ну, это… ненормальный, что родственники к нему только осенью приедут, то меня как стукнуло. Думаю дом-то хороший, недешёвый. Пошарился я в кадастре, нашёл этот участок, понял, что хозяин он один. Мы с Дамирой собрались в Киргизию к её родителям уезжать, здесь ничего не получается с деньгами. Я подумал: вот бы с денежкой туда приехать. Вот и решил… я говорю, как стукнуло меня… Я же его не на улицу выбросил, вот в комнату поселил и даже прописал. А меня не выпустили, кредиты у меня. Дамира улетела, а я остался. Запил.
Димку сдали в ближайшее отделение полиции. Сидели в машине, думали и не знали, что же дальше делать, где искать дядю Гришу. Рома предложил вернуться в общежитие.
На площадке у входа в общежитие стоял и курил сосед-собутыльник: «Мужики, вы дядю Гришу ищете? Он в магазине дворником работает и там же живёт».
Дядю Гришу нашли в подсобке магазина. Он спокойно и без эмоций сел в машину и уже в машине пробурчал: «Что Ромка ещё придумал?».
Дома Наталья Сергеевна плакала и пытала брата:
- Как же ты, Гриша, поверил этому прохиндею?
- Так, они же приезжали ко мне, подарки от Ромки привозили. Потом один приехал, тоже сказал, что Ромка его отправил. Как же не поверить?
- А документы на продажу дома зачем подписал?
- Он сказал, что договор на опекунство, чтобы деньги какие-то получать. Я и не читал. Ещё сказал, что Ромка вернётся из командировки и увезёт меня домой. Я ждал, а потом он загулял. Он когда запил, я ушёл в магазин, стал там подметать, они мне ночлег дали в подсобке. Ой, Наташа, что делать будем? Дома у нас теперь нет? – и наконец-то поднял голову и посмотрел на сестру.
Наталья Сергеевна села рядом с братом и заплакала.
- Так, молодёжь! Что нюни распустили, вы не в Собесе, - это Рома зашёл в кухню, - Тёщечка дорогая, обедать мы будем сегодня?
Потом Рома позвонил Славке и попросил прикрыть его на работе, но Славка решил по-своему: «Я еду с тобой. Ничего с нашей работой не сделается, сейчас Сергею Михайловичу позвоню, отпустит нас на завтра». Не мешкая собрались и уехали в деревню.
В пути завели разговор о деньгах. Славка спросил:
- Что там с деньгами? Посчитал?
- Почти сотку пропил, скотина. Ты видел там бутылки пустые: всё коньяк, да бренди.
- Я его немного попытал, он сказал, что двадцатку дал за прописку. Будешь на паспортистку заявлять?
- Да зачем мне это? Мне бы с домом решить. Дом-то родительский, ещё дедов моих. А сколько моих трудов в него вложено! Мансарду построил, газ, воду провёл, ремонт внутри почти закончил, ванная там, туалет. Жалко.
- У меня есть пятьдесят тысяч, я их взял с собой.
- Спасибо, Славка, не надо, я собрал деньги, даже думаю переезд им оплатить, только бы согласились. Если согласятся, то дом на тёщу запишем, чтоб соблазна ни у кого не возникало.
Григорий Петрович и Валентина Степановна встретили их без удивления, как ждали, только с тоской в глазах. Но, когда узнали, что деньги им вернут, успокоились.
- Как жить в доме с таким грузом на душе? – рассказывала Валентина Степановна. – Мы сильно испугались, что по судам придётся ходить. И дому не рады. Главное деньги есть, а дом найдём. Мы смотрели дом, он похуже вашего, но зато по нашим деньгам. Может ещё не продали.
_____________________
Как подъехали, дядя Гриша первый в прискок кинулся во двор.
- Вот ты и снова дома,- весело сказала Наталья Сергеевна. – Потерпи до весны, а там Ванечку в детсад определят, я приеду.
Дядя Гриша вдруг сел на ступеньку крыльца, уронил голову на руки, сложенные на колени, и заплакал.
- Наталья Сергеевна, он плачет, что делать-то? – растерялся Рома.
- А пусть плачет, - махнула рукой Наталья Сергеевна, - у него эмоции редко проявляются, пусть поплачет, только на пользу.
Наталья Сергеевна отвернулась от брата, опёрлась на руки, сложенные на калитку и заговорила мечтательно:
- Какая красота, не то, что в городе. Я, Рома, весной приеду и на работу выйду. Библиотека так и стоит закрытой, как я уехала, да и уроки в школе возьму.
- А мы думали, Ваньку вам на лето подкинуть…
- А это ещё и лучше.
Все оглянулись на громкое «мяу». Во дворе сидел рыжий, матёрый кот и требовательно орал. «Кыс, кыс, кыс» - позвал его дядя Гриша. Кот подошёл к нему и стал тереться о ноги.