Вокруг недостроенных киевских мостов обострилась борьба между киевскими властями и Государственным агентством автомобильных дорог Украины («Укравтодор»).
В начале марта заместитель руководителя Офиса президента Кирилл Тимошенко заявил, что в рамках программы «Велике будівництво» «Укравтодор» намерен достроить Дарницкий мост в Киеве до конца текущего года. Представители «Укравтодора» и «Укрзализныци» (является балансодержателем моста) уже подписали меморандум о сотрудничестве.
Глава «Укравтодора» Александр Кубраков, в свою очередь, добавил, что госагентство намерено сопровождать проект по завершению Дарницкого моста на всех этапах.
Уже подписан договор с подрядчиком, который скорректирует проектную документацию. Это позволит начать работы сразу после прохождения всех процедур. Когда объект будет достроен на левом берегу, дальше можно говорить, кому какую часть передавать на баланс. То есть за это не идет борьба. Борьба идет за то, чтобы киевляне в конце концов получили нормальную транспортную инфраструктуру. Александр Кубраков. Глава «Укравтодора»
Кроме того, в рамках Всеукраинского форума «Украина 30» Кирилл Тимошенко призвал киевские власти к сотрудничеству с «Укравтодором» для завершения Подольско-Воскресенского мостового перехода.
Кубраков заверил, что предприятие готово помочь как с завершением Дарницкого моста, так и со строительством Подольско-Воскресенского моста в столице. Однако, по его словам, в настоящий момент киевская власть не дала ответ на предложение относительно Подольско-Воскресенского моста, недостроенного с 1994 года.
По мнению транспортного эксперта Павла Кушнирюка, сейчас очень сложно давать какую-либо оценку или критиковать планы «Укравтодора».
Сегодня мостовая отрасль получила второе дыхание. В прошлом году были введены в эксплуатацию несколько мостов, в том числе и мост в Черновицкой области, который не был достроен с 2008 года. Этот мост построили достаточно быстро.
Честно говоря, даже я критично относился к прогнозам «Укравтодора», когда они обещали восстановить мост до конца года, но им это удалось. Ярким примером является еще один мост. Прошлой весной в Днепропетровской области фактически провалился мост по трассе Н-23.
Если раньше ремонт занимал 2-3 года, то в прошлом году в декабре уже восстановили движение. Поэтому сейчас очень сложно давать какую-либо оценку или критиковать их планы.
В принципе фронт работ и объем по Дарницкому мосту не такой большой, поскольку самые сложные работы — это работы на водном зеркале с установкой опор. А тут идет речь только об обустройстве съездов.
Если будет политическая воля и финансирование, и будут подписаны договоры с подрядчиками, то эти прогнозы станут весьма реалистичными. Павел Кушнирюк. Транспортный эксперт
Впрочем, в Киевской городской администрации раскритиковали подобные предложения. Мэр Киева Виталий Кличко заявил, что передача Подольско-Воскресенского моста «Укравтодору» и связанные с этим бюрократические процедуры лишь затянут сроки строительства. По его словам, работы вышли на финальную часть достройки и мост будет открыт уже до конца весны.
Заявления об окончании строительства Дарницкого моста местные власти тоже восприняли скептически. По мнению заместителя председателя КГГА Александра Густелева, озвученные сроки завершения работ вызывают вопросы, поскольку проект 2004 года нуждается в корректировке.
По нормативным документам, только эта процедура займет почти 1,5 года. Корректировка проектно-сметной документации продолжается до 6 месяцев. Государственная экспертиза проекта займет еще 2 месяца. Проведение тендерных процедур для определения подрядчика строительных работ — тоже 2 месяца. Поэтому завершение выполнения работ до конца года с соблюдением всех норм и правил выглядит призрачным. С ним солидарен Валентин Павленко, адвокат ЮК «Титан».
Считаю сомнительным заявление о том, что строительство Дарницкого моста будет завершено до конца года. Не ясно, откуда выделены деньги. В 2020 году была попытка реализовать передачу недостроенных объектов на баланс Киева, был подписан меморандум. Но эти намерения остались не реализованными. Валентин Павленко. Адвокат ЮК «ТИТАН»
Кушнирюк отмечает, что сейчас в стране популярна противоположная тенденция.
Города, наоборот, стараются сложные объекты передать на баланс «Укравтодора». И это происходит не потому, что городские власти не хотят или не могут завершить строительство — как правило, встает вопрос финансирования. Павел Кушнирюк. Транспортный эксперт
К примеру, договор на завершение запорожского моста составляет 12 млрд грн, говорит эксперт. В этом году подписан договор на строительство моста в Кременчуге на 11,4 млрд грн.
По словам Кушнирюка, для города и области это просто неподъемные суммы, и такие вещи могут реализовываться только «Укравтодором» на уровне государственного бюджета.
Например, Николаев в прошлом году завершил передачу своих мостов через Южный Буг «Укравтодору» для того, чтобы скинуть с себя эти проблемные моменты, и «Укравтодор» выделял деньги из государственного дорожного фонда.