Первый день #threedotsfest и первое интервью со звездным спикером Владимиром Познером.
Региональный Фестиваль Миростроительства .Три.Точки.Фест. проходит онлайн с 23 по 26 марта. Подробности на сайте фестиваля.
Известный журналист и телеведущий поделился своими мыслями о «новой» свободе слова и журналистике. Мы записали самое интересное.
О восприятии свободы слова
Для меня представление о свободе в 2021 году такое же как и в 1980. Оно связано для меня с ответственностью — человек несет ответственность за то, что он говорит. Нельзя кричать «пожар» в заполненном кинотеатре, когда пожара на самом деле нет, а человеку просто так захотелось. Сейчас многие воспринимают свободу слова именно так: хочу — говорю, а если не могу, то это ограничение свободы слова.
Какая разница между свободой и волей? Воля говорит: что хочу, то и ворочу. Свобода же — это другое.
Репутацией дорожат все. Люди подписывают контракты, этические соглашения. Был пример с американским телеведущим NBC, который соврал о том, что при каком-то бое во Вьетнаме якобы видел что-то с соседнего самолета. Оказалось, что этого не было, человек лишился работы. Он нарушил то, что он подписывал. Это и есть ответственность. Есть понятные вещи, когда то или иное высказывание может привести к беде. И эти вещи описаны в законе. Они работают для СМИ, их можно применять и в интернет-пространстве. Но я опять же был бы осторожен с установлением границ, потому что есть риск цензуры. Нужно просто договориться о том, что делать недопустимо.
О хейте за мнение
Я недавно выступил об избрании Горбачева в своей программе. Позже мне сказали, что в сети было много хейта в мою сторону. Но я не читаю соцсети, поэтому как меня можно подвергнуть чему-либо? Я как журналист сказал то, что считаю важным и нужным. Если я буду ориентироваться на лайки, на то, кому что нравится, будь то тренды или власть, то это будет уже не журналистка. Я приветствую эту новую возможность высказываться онлайн. Кому-то это действительно нужно, но к журналистике это не совсем имеет отношения.
Журналистика vs блог
Я считаю, что пользователи (блогеры) все-таки не журналисты, потому что у журналиста есть обязательства, есть закон. Он обязан проверять информацию. А в блогосфере нет такого требования. «Если я не проверяю факты, то это ваши проблемы». Соцсети могут оказаться самоцензурой для нежных душ, которые не держат удар. Если у тебя есть мнение, за которое могут посадить и т.д., то конечно, ты его будешь держать при себе. Если ты можешь лишиться заработка, остаться без хлеба, то да. Но когда речь идет о том, что на каких-то платформах тебя будут осуждать, ну и что. Палки и камни могут повредить мои кости, но слова никогда не повредят меня — я так к тому отношусь.
О частных и общественных СМИ
Вот все говорят: «Трампа удалили из Твиттера, безобразие» и тд. Если я владею газетой, и ко мне приходит человек со статьей, она мне не нравится — я ее не публикую. Но ее могут опубликовать другие частные СМИ.
Я категорический противник того, чтобы государство владело СМИ, хотя у нас как раз такой случай, когда основными СМИ владеет государство или вмешивается в работу СМИ. У нас общественное телевидение таковым не является, так как директор назначается и увольняется президентом. Помимо общественных телеканалов должны быть частные. Так вот частные имеют право отказать каким-либо лицам. Это не очень хорошо, но это так работает. Есть такие прогрессивные люди, которые предоставляют площадку всем. Таким был Тед Тёрнер, когда создавал CNN. Но я считаю, что лучше много частных каналов, которые могут отказать некоторым, чем один государственный, который может отказать всем.
О культуре журналистики
Существует постсоветская культура журналистки. Это когда журналист воспринимается как солдат идеологического фронта, который не задает вопросов. Для властей этот взгляд сохраняется. Пандемия подчеркнула это. В России врачам было запрещено давать интервью без разрешения определенных людей в министерстве. Я получал информацию от своих знакомых врачей, и без ссылок на них делился этой информацией. Откуда у меня эта информация — это мое дело.
Журналистка vs активизм
Не надо путать журналистику и гражданский активизм. Активист занимает позицию, журналист этого делать не должен, иначе он становится пропагандистом. Думаю, бывают случаи, когда журналист становится активистом, но знака равенства я бы не ставил. Долг журналиста информировать: объективно, правдиво, своевременно, интересно.
Не направлять, не учить. Учить толерантности и уважению нужно в школе и детском саду.
Я наблюдал как это делают в Швеции. Дают им куклы белого и черного цвета, кукол мужчин и женщин, чтобы дети видели разнообразие. Школа — это просто 2х2=4. В школе формируются взгляды. И в этом плане школы сейчас очень отстают.
О будущем журналистики
Я противник факультетов журналистики. Журналистика это как писательство. Нельзя научить человека быть журналистом. Нужно получить профессию и только потом понять для себя почему я хочу быть журналистом. Должны быть школы журналистики для тех, кто уже получил образование. И это будет уже не 4 года, а меньшее и там будут технические навыки, как написать заголовок и т.д.
Я бы вам пожелал, чтобы у вас никогда не было так, что вы проснулись утром, пошли в ванную, умылись, посмотрели на свое лицо в зеркало и захотелось бы плюнуть.
Смотрите полную запись интервью на нашем канале YouTube.
А еще не пропустите самые интересные сессии .Три.Точки.Феста.
Следите за расписанием.
С 23 по 26 марта 2021 года мы проводим Региональный Фестиваль Миростроительства .Три.Точки.Фест.
Мы расскажем о результатах работы проекта и послушаем экспертов, которые расскажут о трендах и дадут рекомендации для укрепления связей гражданского общества, государственных учреждений и сообществ.