ЧАСТЬ I
Находки в живописи
Знаменитые картины существуют подобно законам природы: понять по-своему не получится. Они живут своей жизнью, давно разобранной и описанной по частям и деталям. К счастью, есть множество не слишком известных живописных работ в музеях и на просторах сети, которые мы можем открывать для себя как хотим.
Запретить некому, но из уважения к художнику и к самому себе, поинтересоваться названием и историей картины все же придется.
Фантазия иногда приводит к неожиданным результатам, и все зависит от предпочтений - это как посмотреть.
Скажем, если разглядывать картины с неоднозначным на первый взгляд сюжетом, можно найти в них истории в жанре триллер...
Именно бытовые сцены со всеми деталями обстановки, мимикой, взглядами действующих лиц часто цепляют и беспокоят воображение, и не искусствоведу представляется возможность развернуть свой собственный сценарий. Персонажи получат новые роли, но ни один шедевр в ходе эксперимента не пострадает.
Ну что ж, начнем издалека, с того времени, когда сквозь повсеместную роскошь религиозной красоты постепенно начали проступать очертания земной человеческой жизни.
А простой ли ?
Оставим пока картину без названия.
Попробуем ненадолго от него абстрагироваться.
Что видим ?
Две женщины с зеркалом.
Итальянский художник флорентийского происхождения, творивший на рубеже эпох позднего Возрождения и раннего барокко. Караваджист.
И как прикажете понимать, если не силен в историях Нового Завета и ничего не знаешь ни про Джентилески, ни про караваджистов ? Интернет вам в помощь, а там все непросто. Пока ж...
Что там поисходит ?
Мрачно. Две вроде бы недовольные друг другом женщины конфликтуют, и это как-то связано с зеркалом.
Почему ?
Женщины одеты в незамысловатые одежды. Простолюдинки, должно быть. Мать и дочь ? Нет, обе достаточно молоды.
Сестры ? Та, что слева, нравоучительно втолковывает что-то той, что справа. Как это связано с зеркалом ?
Возможно, правая беременна (животик полноват), а старшая ей запрещает смотреться в зеркало ? Такая примета существовала издревле в большинстве стран Европы. А если старшая запрещает гадать младшей на жениха или проводить некий мистический ритуал ?
Поинтересовавшись, можно узнать, что Джентилески писал в основном на религиозные темы. Жанровых картин у него было гораздо меньше, чем у самого Караваджо. Работы Джентилески по-флорентийски изысканны, а в изображении тканей во всей их разнообразной складчатости (обратили внимание ?) ему не было равных.
Кстати, дочь его, Артемизия, стала более знаменитой. И своими картинами, и судьбой.
История Артемизии и сама по себе триллер, а уж картина... Полотен на тему расправы иудейской патриотки над чужеземцем немало, но на этой хладнокровная кровожадность ветхозаветной Юдифи выдает особую женскую ярость.
Тайна этой картины откроется в конце истории. А сейчас поинтересуемся, что там у самого Караваджо. И увидим.
Некое разочарование: мизансцена одна, а женщина слева как будто списана Джентилески с картины Караваджо, чьим последователем он был. Но та, что справа...
В ней у Джентилески гораздо больше экспрессии, чем у Караваджо и вообще, чем должно быть у библейского персонажа. Началу тысячелетия не соответствует и вид плоского зеркала, которое держит в руках эта молодая женщина.
У Караваджо зеркало правдоподобнее, сферическое из обсидиана, зато одеяния и ткани, каких не бывало во времена оные.
Не удивительно, «Марфа и Мария» были написаны Караваджо, когда он жил во дворце своего покровителя, кардинала Дель Монте, того еще аскета.
Как и сюжет «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», этот был очень популярен и отмечен кистями многих художников.
Приходится признать: на картинах изображены сестры Марфа и Мария из Нового Завета. В доме их брата Лазаря в Вифании останавливался Иисус Христос и воскресил того через четыре дня после смерти. Одно из толкований: Марфа наставляет Марию отказаться от удовольствий мирской жизни и быть добродетельной во Христе, зеркало же служит символом тщеславия, от которого она собирается отречься. А мне кажется, что она не собирается быть послушной и непокорно смотрит на сестру...
Не станем углубляться в интерпретацию личности Марии, сестры Марты. Католики считают, что это есть Мария Магдалина, православные не согласны, о ней спорят богословы и мифологи.
Осмелимся вовлечь женщин с зеркалом образца 16 века в игру воображения и перенести их во Флоренцию того же времени.
Посмотрим, что там происходит.