Найти в Дзене
Мост без правил

ЧТО ТАМ ПРОИСХОДИТ?

Оглавление

ЧАСТЬ I

Находки в живописи

Знаменитые картины существуют подобно законам природы: понять по-своему не получится. Они живут своей жизнью, давно разобранной и описанной по частям и деталям. К счастью, есть множество не слишком известных живописных работ в музеях и на просторах сети, которые мы можем открывать для себя как хотим.

Запретить некому, но из уважения к художнику и к самому себе, поинтересоваться названием и историей картины все же придется.

Фантазия иногда приводит к неожиданным результатам, и все зависит от предпочтений - это как посмотреть.

Скажем, если разглядывать картины с неоднозначным на первый взгляд сюжетом, можно найти в них истории в жанре триллер...

Именно бытовые сцены со всеми деталями обстановки, мимикой, взглядами действующих лиц часто цепляют и беспокоят воображение, и не искусствоведу представляется возможность развернуть свой собственный сценарий. Персонажи получат новые роли, но ни один шедевр в ходе эксперимента не пострадает.

Ну что ж, начнем издалека, с того времени, когда сквозь повсеместную роскошь религиозной красоты постепенно начали проступать очертания земной человеческой жизни.

А простой ли ?

Орацио Джентилески 1620 год (Старая Пинакотека Мюнхен)
Орацио Джентилески 1620 год (Старая Пинакотека Мюнхен)

Оставим пока картину без названия.

Попробуем ненадолго от него абстрагироваться.

Что видим ?

Две женщины с зеркалом.

Итальянский художник флорентийского происхождения, творивший на рубеже эпох позднего Возрождения и раннего барокко. Караваджист.

И как прикажете понимать, если не силен в историях Нового Завета и ничего не знаешь ни про Джентилески, ни про караваджистов ? Интернет вам в помощь, а там все непросто. Пока ж...

Что там поисходит ?

Мрачно. Две вроде бы недовольные друг другом женщины конфликтуют, и это как-то связано с зеркалом.

Почему ?

Женщины одеты в незамысловатые одежды. Простолюдинки, должно быть. Мать и дочь ? Нет, обе достаточно молоды.

Сестры ? Та, что слева, нравоучительно втолковывает что-то той, что справа. Как это связано с зеркалом ?

Возможно, правая беременна (животик полноват), а старшая ей запрещает смотреться в зеркало ? Такая примета существовала издревле в большинстве стран Европы. А если старшая запрещает гадать младшей на жениха или проводить некий мистический ритуал ?

Поинтересовавшись, можно узнать, что Джентилески писал в основном на религиозные темы. Жанровых картин у него было гораздо меньше, чем у самого Караваджо. Работы Джентилески по-флорентийски изысканны, а в изображении тканей во всей их разнообразной складчатости (обратили внимание ?) ему не было равных.

Кстати, дочь его, Артемизия, стала более знаменитой. И своими картинами, и судьбой.

Юдифь, обезглавливающая Олоферна Артемизия Джентилески 1612 год (Галерея Уффици, Флоренция)
Юдифь, обезглавливающая Олоферна Артемизия Джентилески 1612 год (Галерея Уффици, Флоренция)

История Артемизии и сама по себе триллер, а уж картина... Полотен на тему расправы иудейской патриотки над чужеземцем немало, но на этой хладнокровная кровожадность ветхозаветной Юдифи выдает особую женскую ярость.

Тайна этой картины откроется в конце истории. А сейчас поинтересуемся, что там у самого Караваджо. И увидим.

Марфа и Мария Магдалина. Микеланджело Меризи да Караваджо 1598 год (Инcтитут иcкуccтв Детройт)
Марфа и Мария Магдалина. Микеланджело Меризи да Караваджо 1598 год (Инcтитут иcкуccтв Детройт)

Некое разочарование: мизансцена одна, а женщина слева как будто списана Джентилески с картины Караваджо, чьим последователем он был. Но та, что справа...

В ней у Джентилески гораздо больше экспрессии, чем у Караваджо и вообще, чем должно быть у библейского персонажа. Началу тысячелетия не соответствует и вид плоского зеркала, которое держит в руках эта молодая женщина.

У Караваджо зеркало правдоподобнее, сферическое из обсидиана, зато одеяния и ткани, каких не бывало во времена оные.

Не удивительно, «Марфа и Мария» были написаны Караваджо, когда он жил во дворце своего покровителя, кардинала Дель Монте, того еще аскета.

Как и сюжет «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», этот был очень популярен и отмечен кистями многих художников.

Приходится признать: на картинах изображены сестры Марфа и Мария из Нового Завета. В доме их брата Лазаря в Вифании останавливался Иисус Христос и воскресил того через четыре дня после смерти. Одно из толкований: Марфа наставляет Марию отказаться от удовольствий мирской жизни и быть добродетельной во Христе, зеркало же служит символом тщеславия, от которого она собирается отречься. А мне кажется, что она не собирается быть послушной и непокорно смотрит на сестру...

Не станем углубляться в интерпретацию личности Марии, сестры Марты. Католики считают, что это есть Мария Магдалина, православные не согласны, о ней спорят богословы и мифологи.

Осмелимся вовлечь женщин с зеркалом образца 16 века в игру воображения и перенести их во Флоренцию того же времени.

Посмотрим, что там происходит.

Вид Флоренции со стороны садов Боболи Коро. Жан Батист Камиль (Лувр, Париж)
Вид Флоренции со стороны садов Боболи Коро. Жан Батист Камиль (Лувр, Париж)

ЧАСТЬ II

ЧАСТЬ III

ЧАСТЬ IV

ЧАСТЬ V

ЧАСТЬ VI

ЧАСТЬ VII