Виктор Львович Корчной- советский шахматист, гроссмейстер и претендент на звание чемпиона мира с начала 60-х годов XX века, участник матчей на первенство мира по шахматам 1978 и 1981 года.
Родился 23 марта в Ленинграде в семье кондитера и пианистки, однако практически сразу после рождения Виктора его родители разошлись, и он воспитывался мачехой. Жизнь Корчного полна несчастий: в подростковые годы он пережил блокаду, отец погиб на фронте, а он остался лишь с мачехой. В юношестве и детстве особых достижений не имел и ничем выдающимся не отличался. Несмотря на первоначально скудные достижения, многогранность его характера, его воля к жизни и его настойчивость приносила свои плоды и помогала ему по жизни. По окончании 203-й мужской школы имени А. С. Грибоедова поступил на исторический факультет Ленинградского университета, обучение на котором успешно завершил.
Уже после войны Виктор стал заниматься в музыкальном, литературном и шахматном кружках. К сожалению, или к счастью, ни в литературном, ни в музыкальном кружке он не возымел успеха, прежде всего из-за дефектов речи, и крайней бедности, мачеха не могла позволить себе купить фортепиано для занятий сына, несмотря на все неудачи, тринадцати летний Витя не перестаёт любить литературу и музыку, но главное- у него открывается невероятный талант к шахматам, после этого его жизнь кардинально меняется, из непримечательного ребёнка он становится самым способным учеником в шахматном кружке, и сразу добивается результатов: уже через 3 года занятий становится чемпионом СССР среди школьников, а в 56-ом году становится гроссмейстером в довольно молодом возрасте. На тот момент времени ему было 25 лет. Первое первенство СССР он выиграл в 1960м году. Венцом карьеры великого шахматиста были 2 матча за звание чемпиона мира с Анатолием Карповым. К сожалению, завоевать шахматную корону ему не удалось. Также, в составе сборной СССР он становился победителем шахматных олимпиад 6 раз, выигрывал более ста шахматных турниров, а также запомнился как самый старый играющий гроссмейстер. В августе 2011 года, в возрасте 80 лет, выиграл ветеранский турнир в честь 100-летия М. М. Ботвинника.
С самого детства его прямолинейность в выражениях и сложный характер были очень заметны, в последствии это привело к репрессиям со стороны номенклатуры и большому давлению, всяческим препятствиям и ограничениям со стороны советской власти. По свидетельству самого Корчного, уже в 1966 году на турнире в Германии ему предложили не возвращаться в СССР, но тогда он отклонил это предложение, о чём впоследствии сожалел: «потерял 11 лет человеческой жизни». Неуживчивость вкупе со спортивными успехами делала фигуру Корчного неудобной для советского спортивного руководства, но до 1974 года он продолжал успешно выступать. В 1974 году после проигрыша претендентского матча Анатолию Карпову Корчной дал интервью в югославской печати и агентству ТАНЮГ, в котором допустил негативные высказывания в адрес победителя, а главное — дал понять, что его проигрыш был результатом давления «сверху».
Реакция руководства Спорткомитета СССР, находившегося полностью на стороне Карпова, была крайне резкой. Было опубликовано коллективное письмо гроссмейстеров, осуждавших Корчного, ему уменьшили размер стипендии и запретили выезжать из СССР. При содействии Карпова стал вновь выездным уже через год. Как только у Корчного появилась такая возможность в 1976-ом году во время турнира в Амстердаме он получил от голландского гроссмейстера гарантии в предоставлении политического убежища и сохранении званий и регалий, а также неприкосновенность от нападок СССР, российский шахматист сбегает и остаётся жить в Нидерландах, позже переехав в Швейцарию и до конца жизни прожив там.
Сам Корчной говорил, что основной причиной такого решения было желание продолжать играть в шахматы и бороться за титул чемпиона мира, в то время как Шахматная федерация СССР предпочла делать ставку на более молодых гроссмейстеров и возможностей для Корчного участвовать в международных соревнованиях высокого ранга становилось всё меньше.
Уже после его побега вся мощь советской пропаганды обрушилась на Виктора, его пытались шантажировать, отказывали в выезде за границу семье, также его родственники и друзья подвергались гонениям, многим шахматистам отказывали в участии на турнирах, а сына даже осудили на 2 года за «уклонение от призыва», и совершенно очевидно, что это делалось только лишь чтобы надавить на Корчного, также советская делегация отказывалась приезжать на турниры в которых участвовал Корчной, что отняло у него возможность играть по меньшей мере в тридцати турнирах, и подорвало его финансовое положение.
Когда после побега из СССР Корчной продолжил успешно выступать и занимать высокие места в турнирах, его имя стало часто упоминаться в среде антисоветски настроенных эмигрантов. Но сам Корчной себя диссидентом никогда не называл. В книгах и интервью он подчёркивал, что единственной причиной эмиграции для него было желание продолжить профессиональную карьеру шахматиста, а единственной причиной выступлений против СССР, в том числе весьма резких, — давление с советской стороны. В 1990 году вместе с другими диссидентами, лишенными Советского гражданства, Корчной был реабилитирован и восстановлен в гражданстве. Ему предлагали вернуться, но он категорически отказался, хотя после 1990 года постоянно бывал в России на шахматных турнирах. Умер шахматист в Швейцарии в 2016-ом году на 86-ом году жизни.