МАЛЕНЬКИМИ ШАГАМИ К БОЛЬШОЙ ЦЕЛИ
Помните два первых этапа профессионального роста? Самопробуждение и кризис. Этим понятиям были посвящены прошлые статьи. Напомню также, что самопробуждение - это дело постоянное, а кризис - регулярное. Кризисы показывают точки роста, поэтому призываю относиться к ним с глубоким уважением.
Третий этап носит скромное название - практика. В отличие от самопробуждения, практика всегда направлена вовне. В ней всегда есть вторая сторона, которая может дать обратную связь какому-то событию, процессу, явлению. И здесь я подведу вас к одному интересному факту.
Миф №5: мне нужны клиенты! На самом деле, зачастую мы исключаем из своего практического опыта огромный пласт самостоятельной работы, в котором тренируется навык наблюдения и рефлексии. Мы переносим эту функцию на клиента и нам кажется, что деньги или отзыв является мерилом хорошо проделанной работы. Попробуйте как бы раздвоиться и наблюдать себя со стороны (мы все бессознательно делаем это во внутреннем диалоге). Вот вам и клиент! Запишите это время в часы своей практики.
Итак, практикой является все время рефлексивной работы: с внешним клиентом или с собой, когда мы не столько решаем свою задачу, сколько тренирует навык независимого исследования. А вот если вы ловите себя на ситуациях, когда вы попадаете в нечаянные консультации людей (советы, рекомендации, конфликты, недопонимания) и их становится больше, чем саморефлексии, вы на новом уровне! И здесь надо учиться выстраивать контакты.
Главный урок этого этапа - общение. Тренировка каких-то методов, получение клиентом результата и т.д. внешние показатели - лишь инструменты практики. Основное, что поддается огранке - это то, как вы доносите свою идею, подходы к разным людям и упрощение всего процесса ведения клиентской сессии.
А это значит, если вам становится легко и приятно, а консультация превращается из строго научной и структурной беседы в полу-дружескую болтавню с явным результатом, то вас можно поздравить - вы на высоком профессиональном уровне! Ровно также можно измерить зоны, которые вы уже освоили.
Измерители, кстати, - важная часть профессионального KPI. На их основании можно выстраивать стратегию продвижения. Давайте на этом остановимся. Я предложу эти измерители в виде списка, который получился в результате опроса помогающих практиков.
1. На первом месте в большинстве случаев стоят личные ощущения: удовлетворение, гармония, радость. Личные ощущения - это качественный показатель, к тому же очень субъективный. Потому и достаточно опасный. Я к нему отношусь немного скептически и прошу подтвердить его какими-то фактическими значениями. Например, временем. Как это возможно расскажу на практике.
Измерьте, сколько вам лично требуется времени, чтобы войти в состояние гармонии. А если гармония будет в паре с клиентом? Например, мне одной требуется полтора часа. А в паре с клиентом - два. Если я смогу добиваться этого состояния за полтора часа с клиентом, то это моя личная профессиональная победа. На основании этого совокупного показателя можно пересматривать свою практику, стоимость и клиентов.
2. На втором месте неизменно - количество клиентов и стоимость консультации. Это уже строгие количественные показатели. Если вы ориентируетесь на них, то выстраивайте продажные воронки и вкладывайтесь в техническую сторону вопроса. Фактически, вы покупаете своих клиентов. И это нормальная рыночная стратегия. Очень рабочая, кстати! Но не всем подходит.
Миф №6: мои клиенты меня узнают. Безусловно! Но давайте смотреть на вещи трезво и объективно: вы можете сутки напролет петь песни на улице, а платить вам будут гроши. Да, всегда есть надежда, что мимо пройдет музыкальный продюсер, а у вас действительно классный голос, но это лотерея. Поэтому или вы играете в рулетку (тогда не обижайтесь на проигрыш), или вы четко выстраиваете свой бизнес. Даже если ваша стратегия - интуитивное управление - просто будьте честны с собой и выбирайте свои инструменты.
3. Партнерские проекты. Как правило, люди хотят, что их приглашали на сторонние площадки, узнавали в профессиональной среде, откликались на предложения о совместной деятельности. Если для вас важно именно это, то пересмотрите свою целевую аудиторию. Скорее всего, ваш клиент - это помогающий практик. Это также повод заново проанализировать свои продукты.
На практике же, очень хочется, чтобы было все и сразу: и гармонично, и денежно, и известно. Но это три разные стратегии. Если вы не очень уверены в себе, останавливайтесь на первой; если вы готовы идти напролом - на второй; если вы - человек масштаба, то ваш вариант - третий. А если вы совсем не определились, то используйте следующий показатель.
4. Время. Это важный KPI, особенно, если вы совмещаете несколько ролей в вашем личном проекте. Например, технический специалист, мастер-консультант, smm-специалист. Под каждую роль отводится какой-то временной период. Вы можете наблюдать, как растет ваша квалификация в зависимости от того, где стоит приоритет. Это прекрасная стратегия, если вы не знаете, что точно у вас может выстрелить: какой-то отдельный продукт или какая-то ваша роль.
А еще такой режимное управление и исследование своего времени чудесно работает, если вы хотите научиться делегировать. Просто выпишите на лист бумаги в один столбец ваши хотелки (чем бы вы хотели заниматься в проекте, что доставляет вам удовольствие), а в другой столбец - сколько времени в неделю вы занимаетесь каждой проектной задачей. Останется только проанализировать.
Например, вы хотите заниматься арт-терапией, а по факту больше всего занимаетесь уборкой дома. Делегируйте именно эту задачу в таком объеме, чтобы терапия поднялась на достаточно высокий временной уровень.
Итак, что с этим всем делать? Во-первых выстраивать свою практику в соответствии с какой-то стратегией. Внимание! Это стратегия должна отражать ваш психотип и характер. Никогда не ломайте себя! Вы - основная ценность этой профессии. Это харизма, голос, подход, атмосфера.
Во-вторых, совокупность освоенных KPI дает нам право очень четко заявить о себе в профессиональном поле. Это технический аспект профессии. Это же и возможность, навык, способность говорить с разными клиентами. А вот, кем вы станете после освоения этого этапа, я расскажу следующем материале.