Далекому от предпринимательства человеку бизнес владение собственным бизнесом видится примерно так: он восседает в кресле подобно султану, а вокруг бегают как верные рабы сотрудники фирмы. Щелкнул пальцем-и принесли на блюдечке миллион. Набил карманы и отдыхай в Таиланде, строй дворцы, покупай джипы. А деньги текут рекой, потому что по другому просто не бывает.
Тот, кто знаком с бизнесом изнутри, быстро избавляется от розовых очков. Для него предпринимательство-это тяжкий и порой малооплачиваемый труд. Постоянная нервотрепка, разборки с сотрудниками и клиентами и бесконечный вопрос: "Как бы заработать денег, чтобы моя компания смогла выжить?".
Каким должен быть бизнес, чтобы он превращался в бесконечную борьбу за существование и каторгу? Можно предположить, что хороший бизнес-это крупный бизнес. Плюсы в нем, конечно, большие-это хороший заработок и отлаженность всех процессов внутри. То есть генеральный директор занимает свое место и не исполняет еще сто функций, как в малом бизнесе. Есть бухгалтерия, отдел кадров и так далее.
Крупный бизнес иметь небезопасно
Но конечно весь этот крупняк действует на психику еще похлеще, чем у мелкого предпринимателя. Рискуешь и собой, и судьбами еще сотен-тысяч людей. Цена ошибки очень высока. Сколько директоров крупных компаний посадили, отобрали у них бизнес, вынудили уехать? Страшно падать, если забрался на такую высоту.
Какой бы бизнес был идеальным на мой взгляд? Необязательно громадный, но такой, который нужен людям. Печь хлеб, ремонтировать автомобили, выращивать овощи или фрукты, кормить людей в ресторане-разве это не честный заработок? И чтобы не было места обсчету, обману клиентов. Все максимально открыто и прозрачно. Ты хорошо работаешь, люди платят тебе за это хорошие деньги.
Не надо изворачиваться, гнаться за каждым рублем. У работников горят глаза, они уверены в будущем. Энтузиазм персонала превращает любые трудности в мелкие помехи. Не жалко платить сотрудникам любые деньги, обеспечить соцпакет, премировать и дарить подарки. И как бы изменилась жизнь, будь у нас много таких идеальных компаний.