"ПОБЕГ ИЗ ПЛЕНА - ПРОДОЛЖЕНИЕ"
"Я глубоко был благодарен обоим дедушкам, помогавшим нам пробираться в Советскую Россию, о которой они, очень высоко отзывались. Однажды вечером, на опушке леса услышал родные слова. Шли двое с мотыгами. Я вышел и тихо сказал по русски - "добрый вечер". Они робко остановились и осмотревшись кругом тихо сказали: "Русский". Оказывается, что их деды-казаки - бежали из Руси. Они ничего не знали о событиях в России и с большим интересом меня слушали. И пожелали мне успешно дойти до Ленинской Руси.
"СЛУЧАЙ ПОД ГАЛАЦЕМ"
С боевым настроением, осторожно, вышел из кукурузы на окраину города Галац.
Меня предупредила бабушка из г. Галаца о том, что здесь заканчивается оккупация немцев и далее за речкой их уже нет, там хозяева - молдаване. Сочувственно покачав головой, догадавшись кто я, сказала о невозможости перехода границы и тихо рассказала про случай, когда немцы застрелили двух русских, пытавшихся пробраться за речку к молдаванам. Я стоял а обыве, у которого разместился город и соображал - как быть?
Были сумерки, солнце уходило за горизонт, а оттуда надвигались темные облака, тучи все больше закрывали вечернюю зарю и пойму речки с некошенной травой, где по словам бабушки, размещались пограничные посты немцев. Скоро стало темно и начал накрапывать дождик.
Я иду поймой, в высокой траве и приближаюсь к границе, внимательно слежу в темноте за окружающей ситуацией и вдруг слышу "Хальт" (стой). Оказалось, впереди метров в 100-150 по моему маршруту происходит смена караула на пограничных постах. Неврадеке слева от меня видимо все посты сменены. Я решил еще подождать, пока разойдется все усиливающийся дождик и потом продолжать путь , повернуть несколько вправо от поста. Медленно идет время. А немец -новый часовой - походил и судя по сигарете, - сел, - это мне и надо. Идя, наклоняясь и внимательно следя за сидящими часовыми, под шум дождика, я оставил его далеко и, в темноте неожиданно наткнулся на речку с крутым высоким берегом. Осмотриваюсь и вдруг слабенький луч электрического фонарика с противоположного берега и слышу оттуда ободряющую румынскую речь, редлагающую идти вправо по берегу, а там по лавам перейти к нему на тот берег. Так я сделал и ушел от оккупантов.
Это была свободная Молдавия - соседняя с ней Румыния стонала под пятой кайзеровской Германии, а с другой стороны соседняя Украина, также была оккупирована немцами.
Тепло, добродушно, меня русского солдата, приняли молдаване. Вместо высокой бараньей шапки на мне - они предложили обычный солдатский картуз, поменялся сапогами. Они обмундированы и вооружены во все русское. Разговорившись, они предложили обязательно явиться в их штаб, в соседнем городе Болграде, где будет оказано содействие - проехать по железной дороге, через всю Молдавию, до станции Бендеры.
Встретившие меня товарищи молдаване уже оповестили штаб, в Болграде и там очень оперативно мне выдали литер на проезд, накормили в столовой и я отправился на станцию, успел сесть в поезд.
Как в поезде, так и в Бендерах можно было услышать родную рчь и мне посоветовали явиться в Киев к коменданту, получить проездной документ и отправляться в Россию - Москву, в Красную Армию, но были и другие "советы" - гайдамацкого порядка.
Пленный Александр Машков
Фото из личного архива Анны Николаевой
Продолжение следует...
Начало истории, как ко мне попал архив пленного времен Первой Мировой войны и первая глава исторической повести находится здесь.