В апреле 2021 года исполняется 150-лет со дня рождения скульптора Леонида Владимировича Шервуда (1871 – 1954).
Он родился в семье Владимира Иосифовича (Осиповича) Шервуда - академика живописи, автора проекта здания Исторического музея на Красной площади и часовни «Героям Плевны» в Москве, создателя нескольких скульптурных памятников (императору Александру II , хирургу Пирогову), теоретику искусства. Владимир Иосифович – самый известный представитель рода Шервудов в России, основатели которого - механик по ткацким станкам Вильям Шервуд с женой Мартой и тремя детьми - прибыли в Петербург по приглашению Двора в 1800 году для устройства Александровской мануфактуры (там, где сейчас Обуховский завод).
Впоследствии семья перебралась в Москву, где и родился Леонид, один из десяти детей. Два его брата, Владимир и Сергей, стали известными архитекторами, много строили в старой столице и вокруг (от здания ЦК КПСС/Администрация Президента до Казанского храма Шамординского Свято-Амвросиевского монастыря Калужской губернии), несколько племянников пошли по той же стезе. В частности, Николай Сергеевич создал «Ласточкино гнездо» в Крыму, что было установлено совсем недавно. В семье и родне также было много художников; самый знаменитый – график Владимир Фаворский, сын Ольги, сестры Леонида.
В мастерской отца он получил первые уроки скульптурного мастерства, затем закончил с двумя медалями (за рисунок и барельеф) знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества, после чего уехал в Петербург – в Академию художеств, где вместе с Голубкиной и Коненковым составил троицу «беспокойных москвичей». За дипломную работу «Хан и невольница» получил Большую золотую медаль и пенсионерскую поездку за границу в 1899-1900 году. Был в Варшаве, Вене, Мюнхене, Венеции, Риме, Милане. В Париже стажировался у Родена (кумир навсегда) и его ученика Бурделя (через много-много лет наставника Джакометти).
Вернулся в Петербург, где и прожил всю жизнь, кроме перерыва на эвакуацию с декабря 1941-го. Показал себя выдающимся скульптором и педагогом как до Октябрьской революции, так и после нее. Работал в монументальной, мемориальной и станковой скульптуре.
Самые знаменитые произведения до 1917 года: бюст Пушкина (1902), надгробия писателей Глеба Успенского (1904) и Гарина-Михайловского (1907) на Литераторских мостках Волкова кладбища, памятник адмиралу Макарову в Кронштадте (1913).
После революции был одним из организаторов и участников Плана монументальной пропаганды. Автор его первого памятника - бюста Радищева (1919) для Петрограда и Москвы, памятника Герцену (1918) для Петрограда, а также других, утраченных или оставшихся в моделях, проектов. К 15-летию Красной армии создал эмблематичного «Часового» (1932), воспроизводившегося даже на марках и спичечных этикетках (стоит перед Новой Третьяковкой). В 1936 году был установлен памятник Мечникову на территории больницы, которая нынче называется Клиника имени Петра Великого.
В целом справедливо утверждать, что Леонид Шервуд преимущественно ваял гениев и замечательных представителей отечественной науки и культуры. Лев Толстой, Тарас Шевченко, Сеченов, Менделеев и Бутлеров (две полуфигуры для Большой химической аудитории Петербургского Университета), заводчик граф Шувалов, Врубель, Комиссаржевская, Репин, Третьяков, Суриков и десятки персон менее известных широкой публике (одних только знаменитейших врачей увековечил пятерых) стали его портретируемыми. Не обошлось и без представителей новой власти, конечно: Роза Люксембург, Луначарский, Ленин, Сталин и Киров – есть готовые бюсты и рельефы, но ни один памятник дальше модели не пошел.
Основная коллекция работ – около двадцати пяти произведений – хранится в Русском музее. Несколько скульптур были отправлены в разные музеи бывшего СССР. Но судьба большинства – а к данному моменту установлено около сотни названий - трагична. Побеждал в конкурсах, но ставили монумент другого автора (неоднократно), немало работ разрушились, утрачены, украдены (например, бронзовые мемориальные портреты с кладбищ), разбиты (случайно или нет, в том числе, в музеях и завистниками), десятка полтора вещей сегодня не имеют даже изображения. Нет списка домов, в оформлении которых Шервуд участвовал, приглашаемый известнейшими архитекторами от Лидваля до Щусева (известно четыре адреса). Бесследно исчезли многие декоративно-прикладные вещи.
Преподавал практически всю жизнь: еще со студенческих лет - в школе для рабочих Невской заставы (затем ученицы расписывали посуду на Императорском фарфоровом заводе); в Пажеском корпусе, хоть и недолго; в Политехническом женском институте; в собственной, вместе с Бернштейном, частной школе; в Академии художеств - с 1918 года до войны; в Киевском художественном институте (1937 – 1940); в Московском Государственном художественном институте (1939 – 1941). Ученики – от Ольги Флоренской и Виктора Шкловского до Сарры Лебедевой, Натальи Данько, Кербеля, Цигаля и десятков, десятков иных.
Работал реставратором в Эрмитаже с 1916-го по 1918-й годы. Оценивал, среди прочего, ущерб, причиненный ворвавшейся во дворец толпой. Кстати, к этому моменту он кормилец большой семьи. Жена – Ольга Модестовна Гаккель, из другого знаменитого рода, до венчания в 1998-м сама училась у Репина; девять детей не позволили развивать талант художницы. Всех надо кормить-растить, а революция, которую Леонид Шервуд принял, разрушила выстраиваемое благополучное будущее.
Он всегда был общественно активен. Член-учредитель Нового общества художников в Петербурге (1903-1917); член союза скульпторов-художников Петрограда (1917). Создал Товарищество молодых скульпторов, вошедшее в «левый» блок союза деятелей искусств (1917-1918).
Профессор скульптуры, доктор искусствоведения. Автор книги «Путь скульптора» (1937). Но лишь к 75-летию получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР и орден Трудового Красного знамени (1946). Был выдвигаем на звание Академика и до революции, и потом, и на Сталинскую премию… - однако все что-то мешало. Персональная выставка была лишь одна – к 80-летию, в Русском музее, да и то не успели в срок, провели годом позже – в апреле 1952-го, вместо каталога – невзрачный буклет-маломерка без фотографий… И даже в пятитомном справочник всех советских выставок она не упомянута.
Зато… «зато?» - Шаляпин брал уроки скульптуры. Репин хвалил: «Вот и у нас свой Трубецкой». Василий Розанов рецензировал, вот одна лишь фраза: «Повторяем, уменье схватить психологию и быт, и схватить их в скульптуре, - что, конечно, неизмеримо труднее, нежели для средств живописи, - составляет выдающуюся личную черту г.Шервуда».
Похоронен на Литераторских мостках. Его мастерскую недалеко от станции Пискаревка, построенную в 1914 году на единственный серьезный гонорар - за памятник Макарову – купил скульптор Константин Симун, который именно здесь работал над своим знаменитым «Разорванным кольцом». Увы, теперь от мастерской осталась руина.
Ольга Данилова