Найти тему

Эмпирика социально-профессионального сознания

Изучая социально-профессиональную мобильность экономически активного населения, рассматривая безработицу как канал социальной циркуляции в российском обществе, можно сформулировать некоторые постановочные тезисы 1 : 1. Профессия, место работы и состояние безработицы являются взаимосвязанными характеристиками на отечественном рынке труда и, оказывают важное влияние на положение индивидов в современной социальной структуре. 2. В ситуации переходного общества многие люди, проходя через состояние незанятости, встраиваются в формирующуюся систему новых социально-экономических отношений. 3. Для середины 90-х годов типичное социально-профессиональное поведение человека характеризуется следующими чертами. Первый профессиональный выбор для многих людей является не идеальным и достаточно случайным с точки зрения самореализации, самоудовлетворения и отдачи человека.

Он во многом зависит от социального происхождения, от влияния исторических событий, яркой личности, от широко распространенных общественных стереотипов. Каждый человек обладает определенным набором склонностей и способностей, позволяющих ему осуществлять с наибольшей отдачей и реализацией какой-то ограниченный круг профессиональной деятельности. В прежней системе общественных отношений первичный выбор часто оставался единственным на протяжении всей жизни человека (ограничение накладывала само государственное устройство, например, нормативно закрепленным было положение о тунеядстве, или системе прописки).

Сегодня широко открыты потенциальные возможности для смены профессии (хотя существенные ограничения присутствуют из-за низкого уровня жизни большинства населения). Причем при рыночных отношениях человек, занимающийся не своим делом, терпит финансовый крах и вынужден сменить профессию или место работы. Следовательно, для того чтобы найти подходящую профессию, ее необходимо искать, часто через смену нескольких профессий. Именно в момент поиска человек, как правило, и проходит фазу незанятости. Этот механизм поиска профессии агентами рынка труда в рыночных условиях сопоставим с экономической целесообразностью всей хозяйственной деятельности в обществе. Характерное для современной структуры экономики существующее разделение труда обязательно должно вобрать в себя все многообразие индивидуальных профессиональных склонностей граждан. Люди, не обладающие такой необходимой для современного общественного хозяйства комбинацией трудовых способностей, попадают под действие социальной поддержки государства.

4. На современном рынке труда наблюдается такое явление, когда среди трудоспособных граждан, осознанно выбравших и овладевших какой-либо профессией, присутствуют люди, вынужденные овладевать и работать по другой профессии. Это связано с тем, что они получили свою первую профессию в прежней системе хозяйствования, имевшей определенную структуру спроса на рабочую силу, а в современной экономике, находящейся в состоянии кризиса реструктуризации, их профессии и рабочие навыки не находят применения. В такой ситуации неминуемо возникают случаи, когда кто-то из граждан теряет работу и становится безработным.

При этом профессиональный статус этих людей не всегда позволяет им перемещаться в социальной структуре общества, по меньшей мере, в горизонтальном направлении. Часть из них вынуждена ради получения дохода овладевать и работать по менее престижным профессиям, вследствие чего усиливается процесс нисходящей социальной мобильности. Механизмы поиска профессии в рыночных условиях основываются на экономической целесообразности хозяйственной деятельности, определяемой общей структурой экономики. При этом характерное для современного хозяйства разделение труда обязательно вбирает в себя все многообразие индивидуальных профессиональных склонностей граждан.

5. Спецификой обладает социально-профессиональное сознание и профессиональные предпочтения безработных. Состояние безработицы является таким состоянием, пребывание в котором вызывает существенные изменения в сознании индивида, и, в частности, в их социально-профессиональном сознании, что приводит к изменению их профессионального поведения, трудовых ориентаций, потребностей, целей и идеалов. К примеру в начале и середине 90-х годов были распространены следующие явления: В промышленной сфере, особенно связанной с военно-промышленным комплексом, происходили крупнейшие застойные процессы, характеризуемые спадом производства, разукрупнением, перепрофилированием, а также явным или скрытым высвобождением большого количества рабочей силы. Социально-профессиональное сознание и стратегии безработных, высвободившихся с крупных промышленных предприятий, имели разную направленность.

Первый вариант являлся следствием прямого увольнения рабочих и служащих, когда уволенные направлялись в государственные органы службы занятости и подпадали под систему государственной социальной защиты. Как правило среди них было очень много женщин и мужчин зрелого и предпенсионного возраста, которые длительное время проработали на подобных промышленных предприятиях. При этом они осознавали, что со своей квалификацией, привязанной к характеру работы в сфере ВПК, они имеют низкие шансы найти иную по профилю работу и обладают низкой конкурентоспособностью.

Одновременно с этим такие граждане, привыкшие к «тепличным» условиям на рынке труда, а также к относительно высокому уровню своего социального, материального статуса, испытывали социально статусное нисходящее движение, что приводило их социальное сознание к фрустрации и социально-неуравновешенному состоянию. В результате человек смирялся со своим печальным положением, выходил на пенсию, или находил более низкостатусную относительно своей профессию, работу или, оставаясь безработным, жил за счет доходов членов семьи или пособий по безработице. Этот процесс иначе может быть назван нисходящей социальной мобильностью, которая была характерна для многих граждан предпенсионного возраста, женщин-матерей, специалистов средней квалификации. В виду того, что в структуре российского производства рассмотренная сфера экономики занимает значимое место и, кроме того, она как правило, концентрируется в одном месте, то рассмотренная ситуация является типичной для многих регионов, в том числе и для Саратовской области.

При иной стратегии развития профессионально-жизненной ситуации люди, попав в положение безработных, успешно использовали ситуацию вынужденного перерыва в профессиональной деятельности. В этом случае они по-новому оценивали себя и свои профессиональные возможности, а также переосмысливали вновь сложившиеся условия на рынке труда. В результате этого их целенаправленное трудовое поведение было нацелено на трудоустройство в такой сфере и по такой профессии, которая позволила бы занять более высокое или равное с прежним положение в социальной структуре изменившегося общества. Примерами являлись граждане, нашедшие работу в малом бизнесе, в сфере челночной и обычной торговли, в сфере услуг. О таких людях можно говорить, что они воспользовались безработицей как каналом для осуществления вертикальной восходящей или горизонтальной социальной мобильности.

Особенностью российского рынке труда является большой объем скрытой безработицы. Попав в данную ситуацию работники переводились на неполную трудовую загруженность или отправлялись в вынужденные отпуска с минимальным уровнем заработной платы, то есть они окончательно не теряли связи со своим предприятием. Как правило, только меньшая часть из них была удовлетворена своим положением (это пассивная часть тех, для кого работа является только средством общения и нескучного времяпрепровождения, а не средством зарабатывания денег или самовыражения). Большая часть лиц, естественно, оставалась недовольной. Какая-то часть из них увольнялась и переходила в группу открытых безработных. Другая часть оставалась в состоянии полубезработицы. Однако и она не являлась однородной. Часть людей, которых можно охарактеризовать как исполнителей, привыкших добросовестно работать в налаженных производственных условиях, приспосабливалась работать в новом неустроенном режиме, будучи не в состоянии ничего изменить. Их можно назвать заложниками наблюдающейся ситуации на рынке труда, лицами с низкой конкурентоспособностью, то есть агентами прежней структуры экономики, не вписывающимися в ее настоящее и будущее состояние.

Другие граждане, из контингента скрытых безработных, пытались, не увольняясь со своего места работы, адаптироваться в новых экономических отношениях. Они включались в челночный бизнес, пытались работать по заказам на своем рабочем месте или вне его, учились новой профессии, повышали свою квалификацию. Т.е. эти граждане использовали освободившееся от работы время с пользой для себя, и, следовательно, пытались, по меньшей мере, сохранить свое положение в социальной структуре общества.

Стратегии поведения индивидов на рынке труда во многом определяется состоянием их социально-профессионального сознания. Внутренний мир, представления людей в отношении их профессий – это взаимодействие и столкновение двух типов представлений, детерминированных прошлым и настоящим. Представления из прошлого основываются на воспитании и установках родителей, коллективных возможностях и опыте определенного социального слоя. Представления настоящего - это то, что предлагает современный социум, они основаны на личных установках индивида, на его стереотипах, на наблюдениях индивида, на его памяти, ориентациях. При этом возникает и эффект личного опыта индивида, который постоянно возрастает в течении его жизни.

Когда осуществляются выборы жизненных и профессиональных стратегий, в том числе и молодежью, важна близость выбираемого объекта и события, как временная, так и пространственная. Часто по принципу «дорога ложка к обеду». В настоящий момент времени многие акторы имеет свободу воли в выборе контактов и связей в отношении к их профессиональной деятельности и повседневной жизни. Их выборы опосредованы личной ситуацией. Люди принадлежат к определенной культуре, имеют определенный уровень образования, принадлежат к определенному социальному классу, слою. При выборе профессий люди учитывают профессии своих родителей, своих близких, то есть переживают, осмысливают тот контекст, который распространен в их среде. Именно он определяет их представления по тому или иному вопросу. Эти представления образуют определенную систему координат, что-то является наносным, неустойчивым, а что-то - стабильным, устойчивым. Но что именно определяет выбор по большому счету является еще вопросом.

Поэтому в каждой точке индивидуального социального пространства или жизненного мира образуется некий цельный узел взаимосвязанных представлений и ориентаций, образуется некий мир, за который трудно выйти входящему в него индивиду. Каждый человек носит в себе, в своей памяти, в своем культурном и профессиональном багаже те события, как личного, так и профессионального характера, которые отражаются и воздействуют на их будущее. Важно, что люди мало знают о других мирах, которые есть за пределами их собственного мира. Но сейчас тенденцией является обобществление этих новых идей, миров. Каждый человек, в том числе в роли агента рынка труда, имеет свой горизонт мировоззрения. То есть любой индивидуум имеет относительные потребности, желания, возможности, опосредованные его предыдущими и настоящими жизненными обстоятельствами… Интересно, что для душевного спокойствия любой человек склонен к самоограничению своих желаний на данный момент времени, хотя, конечно, ему свойственно также мечтание и размышление о будущем.

Для характеристики ситуации на рынка труда это рассуждение может быть сформулировано в виде следующей гипотезы. Всеобщий рынок труда представлен множеством отдельных частных рынков. И в этом смысле каждый из агентов имеет свой рынок труда, то есть существует множество рынков труда для представителей разных профессиональных групп. Причем часто знатоки одного рынка труда не знают соседний рынок труда. Вернее они знают его, но плохо, и через посредников, которым они всерьез не доверяют. Безусловно, есть газеты и средства массовой информации, сообщения друзей, супругов и других близких референтов. Можно утверждать, что вокруг агента существуют достоверные и разделяемые «знания» о соседних рынках труда. Если вдруг возникает информант, который хорошо расскажет о соседнем, неизвестном рынке труда, то агент имеет возможность узнать об этом рынке труда и возможно сориентирует свои действия с учетом этих знаний. Осуществление этого процесса изнутри является социально-психологической задачей.

Развитие идеи об автономности и плюрализме знаний агентов рынка труда может привести нас к позиции социологического номинализма. Но с другой стороны, она отвлекает от проблемы солидарности, то есть сосуществования разных индивидов. Можно предположить, что всегда у агентов, принадлежащих к разным группам рынка труда, остается интерес узнать о соседних рынках (хотя бы по причине любопытства и природной склонности). Удовлетворению и распространению этого интереса помогают социологи, профессиоведы, консультанты по профессиям и рынку труда.

Профессионалу в профессии важен субъективно переживаемый и осознаваемый смысл себя в профессии. Но важно еще и общечеловеческое начало. Например, известно, что важно найти именно свой смысл жизни. Однако точнее считать и рассуждать не о смысле жизни, а – о смыслах жизни. Наш прежний тезис заключался в том, что люди с возрастом мудреют, точнее меняются, что-то добавляют в свой пережитый багаж. Однако, на наш взгляд, природа так устроила, что периодами, даже точнее скачками, смысл жизни каждого индивида меняется. Например, можно найти смысл своей жизни в детях, потом во внуках, в гармоничных семейных отношениях, в работе и т.д. Важно в этом процессе, что точно предвидеть людям будущие смыслы своей жизни почти не возможно. Человек должен, на наш взгляд, «сам созреть» , дойти до момента осознания бытия. Однако в сходных внешних или внутренних условиях, когда возникают общие интересы (например, в профессии) могут возникать общие, или точнее близкие осознания смысла жизни на данный момент времени в этих условиях, для этого стиля жизни.

Каждый человек живет и может жить только потому, что перед ним постоянно открывается все новое смысловое поле, которое он постоянно переделывает и корректирует. Для лечения нарушений этого процесса в современном обществе возникла логопедия (концепция В. Франкла) и экзистенциализм. Одновременно сосуществуют разные «смыслы жизни» у рядом находящихся людей (например, у профессионалов разных занятий), это может приводить к обмену, антагонизму, взаимообогощению их в процессе социальных взаимодействий. И именно это необходимо изучать!

Профессиональная деятельность – атрибут взрослых людей. Для них характерна развитость деятельности, но она вся должна быть обставлена множеством условий, но главное, чтобы субъект деятельности находил смысл в этой деятельности. Можно «методом от противного» говорить о том, что если не будет найден смысл в деятельности, то субъекту деятельности будет «скучно», или он перенесет свою действительную деятельность на другую сферу. Из этого рассуждения можно постулировать, что без смысла трудиться взрослым людям нельзя.

На наш взгляд глубоко в социальном сознании россиян укоренена стратегия, формулируемая вопросом: «Как выжить?» Так как несколько поколений до настоящего времени пытались и пытаются всяческим образом выжить в прямом (то есть спасти свою жизнь) и косвенном (финансовом) смысле. Это касается широких слоев населения! Это ориентация определяет стратегические поведение индивида на рынке труда. Приведем пример: в 30-х годах многие сельские жители меняли место жительства на город для того, чтобы уйти от полукрепостной колхозной крестьянской жизни, в 50-х годах пытались заработать на пропитание всеми доступными средствами (включая «мешочничество», то есть бартерный обмен товаров на продукты питания), в 60-70-х годах трудоустройство на крупных промышленных, строительных организациях, а в начале 90-х переориентация многих работников военно-промышленного комплекса на работу в разных сферах (предпринимательства и/или торговли, вахтового метода). Связано со стратегиями поведения человека и другое важное качество - место работы. Есть на современном рынке труда такие места работы, которые являются «хлебными», то есть приносящими большой доход и, следовательно, очень престижными в настоящих условиях. Такими местами являются должности руководителей во многих учреждениях, любые должности в банках (практически любых и государственных и коммерческих), в энергетических компаниях (газовых, нефтяных, электрических), в частном бизнесе в качестве наемного работника (например, в компаниях сотовой связи).

Заметным явлением на современном рынке труда стало следующее. Часто бывает так - работники предприятия имеют хорошо оплачиваемые места работы. Но приходит новый хозяин или менеджер, и он сокращает прежних работников, и сокращает прежних работников и набирает новую команду, новых работников. При этом связано с последним тезисом то, что работники привлекаются на места работы посредством личных связей . Этот способ является наиболее востребованным на современном рынке труда.

Интересна ситуация, когда человека вынуждают жизненные обстоятельства объявить своими какие-то дела. Например, потеря работы вынуждает человека искать работу, жизненные семейные проблемы - искать заработок, достижение мечты - получать образование. Как разделить свободное и вынужденное объявление своим делом? Сейчас «объявление своим делом» - наиболее свободное, неотчужденное занятие, оно часто становится творчеством, и часто особой деятельностью - профессией, и особым жизненным стилем. Актуальны сегодня и дела-«халтуры», которые осуществляются людьми исключительно ради заработка. Одни люди делают это с использованием навыков основной работы, другие же подрабатывают иными, имеющимися именно у них склонностями и навыками, или хобби. У нас возникает новая форма хозяйствования – рыночная. Интересно узнать, как факт ее возникновения и распространения отражается на людях, на их ориентациях, представлениях, поведении…

Поколения акторов сильно различаются после 1985 года. Их трудовые ориентации сильно отличаются друг от друга. Появляются и образовательные учреждения, которые дают этим новым и старым акторам актуальные для современного рынка труда навыки и профессиональное образование.

Ранее было описано, что структуры социального сознания транслируются в социуме посредством социально-исторической памяти, которая связана с воспроизводством общества и человеческого капитала. Социальная память отражает общественную систему образования и непосредственный, пережитой опыт людей. С категорией памяти и сознания связана категория опыта. Известно, как было указано выше, что для самосохранения периодически человечество должно отказываться от своего накопленного опыта и памяти, чтобы очиститься. Эти закономерности верны и в отношении социально-профессионального сознания. В нашем обществе это ярко используется. Российская экономика отказывается от наработок советской экономики, российские органы управления отказываются принимать опыт советской системы. Но примерно с 2000 года наступило время ренессанса, когда вдруг опять стала актуальна память о прошлых советских временах, опыта и делах. Это наводит нас на мысль о волнообразности процесса социальной памяти; о неоднородности общества, где есть места с различной глубиной, точностью социальной памяти. Известно, что хранителями социальной памяти являются ученые, музеи, старики, символы (вещи), профессии. У разных социальных (в том числе и профессиональных) групп существует различная социальная память и опыт. Поэтому в социуме одновременно сосуществуют различные типы социальной памяти.

1 Социальная и профессиональная мобильность на рынке труда\ С.А.Константинов, Б.Ч.Луговцева, Л.П.Евдокимова и др. – Саратов: Изд-во Поволж. Межрегион. Учеб. Центра, 1999. – 64 с.