Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

Прививка от коррупции. Как отучить руководителей брать взятки

Приговор в отношении экс-президента Франции Николя Саркози вызвал одинаковую реакцию у самого бывшего президента и у ряда политических обозревателей: это все политика, обвинения в коррупции беспочвенны. Сам Саркози не претендует на власть еще с 2016 года, когда проиграл внутрипартийную борьбу за выдвижение кандидатом в президенты и даже внутри своей партии умудрился не выйти во второй тур, заняв третье место.

Найти причины, чтобы действующий президент Эммануэль Макрон, который при Саркози был заместителем докладчика в комиссии министерства экономики, хотел свести счеты с бывшим президентом, гораздо сложнее, чем вскрыть коррупционные махинации или преступные действия среди мировых лидеров.

Вот, например, из семи последних южнокорейских президентов четырех обвиняли в коррупции, трех посадили и еще один покончил жизнь самоубийством после обвинений в коррупции. Два последних президента — Пак Кын Хе и Ли Мён Бак — были приговорены к 20 и 17 годам тюрьмы соответственно.

Или взять бразильских президентов. Одного уже приговорили к 12 годам тюрьмы по обвинениям в коррупции (он успел отсидеть почти два года, но при рассмотрении жалобы защиты были найдены процессуальные нарушения, экс-президента выпустили, а дело направили на очередное рассмотрение). И пока новый приговор не вступил в силу,

Луис да Силва даже может попробовать стать участником президентских выборов в 2022 году. Второй бразильский президент Мишел Темер только обвиняется в коррупции, его уже арестовывали как подозреваемого, но защита обжаловала решение и суд принял решение заменить арест на подписку о невыезде. Затем поступила жалоба, и суд снова отправляет бывшего президента под арест, пока итоговая жалоба не доходит до верховного суда, который заменяет арест превентивными мерами: запрет на выезд из страны, блокировка активов и т. п. (что вполне справедливо: если ты не совершал насильственных преступлений и не мешаешь следствию, зачем тебе находиться за решеткой на время разбирательства?).

В истории с Николя Саркози это не первое его судебное разбирательство, он успешно отбил в суде обвинения в получении незаконного финансирования избирательной кампании от совладелицы L’Oreal Лилиан Бетанкур и даже от Муаммара Каддафи. А нынешний приговор, если он устоит в апелляции, вовсе не означает, что Саркози отправится в тюрьму. По французским законам, если гражданина приговорили к заключению на срок менее двух лет, он может отбыть его дома, примерно как это делают под домашним арестом: выходить из дома нельзя, за передвижением следят с помощью специального браслета, который передает информацию о нахождении владельца. Все это говорит о том, что нет никакой политики в деле экс-президента Франции.

Во Франции Саркози не первый осужденный президент. Жак Ширак в 2011 году был признан виновным в растрате денег, будучи мэром Парижа, за что получил два года условно.

Как видим, президенты не безгрешны, мошенничают, берут взятки, попадают под суд, отправляются за решетку, и небо не падает на землю. Думаю, что новый южнокорейский президент, наблюдая за судьбой предшественников (которые выйдут на свободу в 2035 и 2040 годах), дважды подумает и передумает брать взятку. Что лучше мотивирует не брать взятки, чем сидящий предшественник? Этакая прививка от коррупции.

-2

А еще это говорит о том, что лучшие инвестиции для президента — это инвестиции в строительство независимой судебной системы. Именно такая судебная система позволила сократить срок наказания южнокорейского президента Пак Кын Хе с 25 лет до 20, позволила Саркози во Франции защититься от надуманных обвинений, а экс-президенту Бразилии заменить свой арест в рамках расследования на запрет выезда из страны и блокировку счетов (если бы суд подчинялся новому президенту, отпустили бы они подозреваемого экс-президента?).

Именно при независимой судебной системе даже когда ты перестанешь быть президентом, ты можешь рассчитывать на справедливое разбирательство в суде (если ты, конечно, не совершал преступлений). А если она работает по звонку сверху, нет гарантий, что сам не попадешь под этот каток.

Анатолий Мицура

Автор фото: фото носит иллюстративный характер