Мама рассказывает…
Когда-то мне довелось проучиться один курс в Университете Нестеровой на факультете литературы и искусства. Это был год основания Университета, так что мне удалось «снять самые сливки», потом, говорят, всё стало как везде. Правда, «сливки» были не по всем предметам: на занятиях по истории искусств некий преподаватель внушал нам, что картины передвижников — это не искусство, музыка Чайковского — не музыка, а всё это — ширпотреб для публики, не обладающей хорошим вкусом. Ну что ж… Я ОЧЕНЬ люблю музыку Чайковского, и мне на самом деле нравятся картины многих художников из Товарищества передвижных художественных выставок.
Поэтому в августе 2019-го я, сияя от предвкушаемого удовольствия, отправилась на выставку Ильи Ефимовича Репина.
Сияла я не одна, в культпоход со мной отправились моя дочь и подруга. Мои радостные ожидания оправдались буквально с первых же шагов по выставке.
Но сначала я хотела сказать, что перед культпоходом мы с подругой пытались понять, за каким лешим билеты в музей стали именными. После долгого хохота и разнообразных версий, мы таки разгадали эту тайну. Ежели мы втроём надумаем ограбить заведение господина Третьякова и уволочь, скажем, картину «Торжественное заседание государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения», то, даже если нам удастся её хоть слегка сдвинуть, она просто прихлопнет нас — навсегда. И вот для опознания дерзких грабительниц весьма пригодятся именные билеты. Ну если только они не будут храниться у кого-то одного… Тогда всё хитроумие музейщиков пойдёт насмарку!
Однако, возвращаясь к выставке…
Описывать саму выставку дело неблагодарное и абсолютно бессмысленное — это как напеть Карузо. Могу только сказать о своих впечатлениях. От первого и до последнего шага (а мы там пробродили больше двух часов) я пребывала в счастливом восторге. Мне всегда казалось, что Репин легко узнаваем — и по жанровости, и по краскам, и по манере… И, как оказалось, мне всё это только казалось. Всё же Мастер — он Мастер и есть: многогранен, разнообразен, а порой и вовсе неузнаваем. Мы переходили от картины к картине и всё время восклицали (ну, я-то точно именно восклицала): Смотри! А это написано в такой-то манере! А это вот так! А тут всё совсем иначе! А это! А вот это! Господи! Какой же он гениальный и какой разный!
Слава богу, Репин не придерживался какого-то одного направления и, тем более, какой-то одной идеи! На упрёки в такой «всеохватности» он как-то заметил, что «…от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие».
Должна сказать, я не любительница портретной живописи. Например, на выставке Серова мне в какой-то момент просто надоело смотреть на всех этих «парадных» людей. Здесь же я могла бы простоять у каждого портрета энное количество времени — они потрясающие, совершенно не парадные, не прилизанные — они ВСЕ абсолютно живые! А Александр Глазунов вообще, казалось, сейчас выйдет из рамы.
В общем, как писал Корней Иванович Чуковский: «Впечатление титаническое. Не верится, что все это обилие лиц и фигур создано одним человеком».
Понятно, я не искусствовед и никогда не «изучала» живопись, а потому могу говорить на профессиональный взгляд глупости, — ну и пусть! Вот уже почти два года прошло, а меня всё ещё переполняют восторги. Кстати, больше ста лет назад в подобном восторге пребывал и Стасов, его портрет Репин писал в 1900 году. Стасов восхищался: «Для меня этот портрет как будто что-то такое из галереи портретов Тинторетто: поза, сила, характеристика, но в то же время что-то Веласкецовское — краска, воздух, жизнь».
Однажды кто-то из учеников спросил Репина: «Довольны ли вы, Илья Ефимович, что вы художник и если бы возвратилось ваше юное время, пошли бы опять по дороге художников?» Репин ответил сразу: «Я! Я так доволен и рад, что если бы мне давали генерала, нет, что — митрополита, нет — министра, нет — в ад или в рай, я бы захотел быть художником».
Какое счастье, что Репин не стал ни генералом, ни митрополитом, ни министром…
Через неделю Третьяковка опять устраивает выставку:
ИЛЬЯ РЕПИН: ИЗВЕСТНЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ
Я в предвкушении! И уже начинаю потихоньку сиять!
Этот ролик был снят к выставке 2019-го года, но он так мне нравится, что я решила его выложить, чтобы напомнить и вам.
В статье использованы репродукции картин И.Е. Репина:
1. Автопортрет
2. Торжественное заседание государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения
3. Портреты-эскизы к «Заседанию…»:
Портрет почетного члена Академии наук и Академии художеств П.П. Семенова-Тян-Шанского
4. Портрет министра финансов С.Ю. Витте
5. Портрет министра путей сообщения М.И. Хилкова
6. Портрет генерала А.Н.Куропаткина
7. Портрет товарища министра внутренних дел, генерала от кавалерии, графа А.П. Игнатьева
8. Портрет графа К.Н. Палена
9. Портрет графа Д.М. Сольского
10. Портрет великого князя Владимира Александровича
11. Прием Волостных старшин Александром III
12. Парижское кафе
13. Портрет поэта С.М.Городецкого с женой
14. Портрет юрисконсульта Министерства путей сообщения, коллекционера и знатока западного искусства П.В. Делярова
15. На террасе
16. Гопак
17. Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман
18. Портреты:
Композитора А.К. Глазунова
19. Портрет художницы Е.Н. Званцевой
20. Портрет жительницы Чугуева госпожи С.Л. Любицкой
21. Портрет литератора, коллекционера, военного юриста А.В. Жиркевича
22. Портрет старушки
23. Портрет художницы В.В. Веревкиной
24. Портрет доктора Г. Кострова
25. Портрет Я.М. Венгерова
26. Мужичок из робких
27. Актриса Пелагея Стрепетова в роли Елизаветы (в пьесе Писемского «Горькая судьбина»)
28. Основатель галереи Павел Михайлович Третьяков
29. Софья Михайловна Драгомирова, дочь знаменитого генерала, в замужестве Лукомская
30. Искусствовед Владимир Васильевич Стасов
#выставки #гтг #государственная третьяковская галерея #картины #картины художников