Найти тему
Движение во здравие

Исраил Арсамаков и Юрик Варданян. Справедлив ли был отбор на Олимпиаду 1988 года в Сеуле

Доброго здоровья, друзья! Справедливо ли Юрик Варданян не отобрался на Олимпиаду-88? Чего стоила золотая медаль Исраилу Арсамакову? С чего начался затяжной спад результатов в советской тяжёлой атлетике? Об том я и расскажу в сегодняшней статье.

Фото: Яндекс. Картинки и из комментариев моих читателей. Подписывайтесь на канал и ставьте лайк
Фото: Яндекс. Картинки и из комментариев моих читателей. Подписывайтесь на канал и ставьте лайк

Исраил Арсамаков восемь раз участвовал в чемпионатах СССР, четыре раза становился их победителем и столько же раз — серебряным призёром. Но в сборной он был "многократным запасным". И лишь единственный раз добился крупного успеха, выиграв в 1986 году чемпионат Европы в Карл-Маркс-Штадте.

Я, как зверь, пахал на тренировках, набирал хорошую форму, а выступать ехали другие. В такой ситуации штангисты через год-два прощаются с большим помостом. Что меня удерживало на нём почти десять лет — сам не знаю. Может, это был неосознанный вызов судьбе? Должна же она была когда-нибудь вознаградить меня за упорство?

За год до Олимпиады на штангисте Арсамакове окончательно поставили крест, да он и сам решил, что с выступлениями пора заканчивать. Исраил получил высшее физкультурное образование, пора было всерьёз подумать о тренерской работе. Но однажды мама Исраила, Марьям, обратила внимание, что по телевизору показывают Олимпийские игры, а её сын почему-то находится дома. Он объяснил матери, что это зимние Игры, а тяжёлая атлетика входит в летние, которые состоятся в сентябре, но он к ним даже не готовится.

— А жаль, — неожиданно сказала мама. — Может, попробуешь в последний раз, сынок?

Эта невысокая улыбчивая женщина подняла после ранней смерти мужа четверых детей. Работала, бывало, до глубокой ночи, чтобы прокормить семью.

— Я, по-видимому, немного отошёл душой и потому решил, что мне и в самом деле стоит всерьёз попробовать пробиться на Олимпиаду, — говорил Исраил. — В сборную меня уже давно не приглашали — ну что ж... Я собрал все свои сбережения, вручил их маме и попросил покупать на рынке всё, что мне потребуется, потому что нагрузки предстояли нешуточные. Последние деньги ушли, чтобы избавиться от застарелой болезни.

Отбор на Олимпиаду-88 должен был проводиться на Чемпионате СССР в Харькове. В июле Исраил приехал в Харьков в хорошей боевой готовности. Он настраивался на встречу с Сергеем Ли, лидером своей весовой категории, но тот, как и все прочие «почти сборники», от соревнований был освобождён. В среднем весе борьба развернулась между Арсамаковым и Юриком Варданяном, который решил выйти на помост впервые после долгого перерыва.

Юрик Варданян, чемпион московской Олимпиады 1980 года, по мнению многих экспертов, самый талантливый штангист СССР
Юрик Варданян, чемпион московской Олимпиады 1980 года, по мнению многих экспертов, самый талантливый штангист СССР

«Юрик Варданян сделал всё, что мог, пытаясь снова подняться на большой помост, - вспоминает известный тренер. - Он был образцом на тренировках и безупречен в быту. Он держал железный режим, он ни разу не опоздал на утреннюю зарядку, в отличие от некоторых моих друзей. Но... слишком уж велик оказался перерыв в занятиях штангой — целых два года... У Юрика сохранилось почти всё. Та же сила рук и спины, та же великолепная координация движений, те же скорость, взрыв, боевой дух...

Почему же он проиграл? Суть в том, что Варданян не сумел восстановить силу ног. Вот и всё. Он не смог встать из подседа со штангой на груди, выполняя толчок, — в этом упражнении веса-то солидные, не то что в рывке. А штангисты знают, что сильные ноги — это самое главное для подъёма. И они всю свою спортивную жизнь "качают" ноги. Сделать себе мощные, взрывные ноги — на это требуются годы, а растерять их силу можно всего за несколько месяцев. А тут — целых два года простоя...»

Юрик не справился с начальным весом в толчке, а Исраил Арсамаков стал чемпионом страны, но... Тренер сборной СССР Алексей Медведев не спешил подтвердить Исраилу статус первого номера в сборной. Его участие в Олимпийских играх до последнего висело на волоске.

Исраил Арсамаков, Олимпийский Чемпион Сеула в 1988 году.
Исраил Арсамаков, Олимпийский Чемпион Сеула в 1988 году.

— После этого, для меня начались самые серьёзные испытания, — говорит Исраил. — В сборную меня пригласили, но там я должен был слишком часто поднимать околопредельные веса, дабы подтверждать для кого-то свою спортивную форму. И это продолжалось почти три месяца. Держать форму три месяца подряд — вы представляете, что это такое? Я был выжат как лимон. И даже в самом Сеуле, когда до начала соревнований оставалось всего два часа, я всё ещё не знал, буду ли выступать. Но вдруг пришёл главный тренер, Медведев, и сказал: «Собирайся, тебе пора идти на взвешивание».

Теперь мне известно, что это решение далось главному тренеру очень нелегко. Кое-кто сверху упорно навязывал ему совсем иное мнение насчёт состава участников. Но собрался тренерский совет. Ведущие специалисты и штангисты однозначно подтвердили, что выступать должен Арсамаков. Медведев, опираясь на коллегиальность решения, выстоял. И Исраил Арсамаков, испытывая огромное психологическое давление, всё-таки стал Олимпийским чемпионом!

«Недавно на пресс-конференции для журналистов Чечено-Ингушетии меня спросили: а сколько, мол, вам заплатили за победу на Олимпиаде? По-моему, журналистам было бы куда уместней поинтересоваться у меня чем-нибудь другим — например, чего мне стоила золотая олимпийская медаль? На пьедестале почёта я стоял опустошённый. Радость? Я её не испытывал, я вообще никаких эмоций в себе не находил. Просто думал: как, наверное, сейчас счастлива мама, все домашние, все друзья, — и от этого душа согревалась. А в следующие дни я радовался за ребят — за Пашу Кузнецова и особенно, конечно, за Юрку Захаревича — как болельщик, чудом прорвавшийся в Сеул. А за себя — как-то не очень радовался.

Исраил Арсамаков, Заслуженный Мастер спорта СССР, Чемпион Европы, Олимпийский чемпион, рекордсмен мира в рывке (179 кг).
Исраил Арсамаков, Заслуженный Мастер спорта СССР, Чемпион Европы, Олимпийский чемпион, рекордсмен мира в рывке (179 кг).

Приехал домой — на столе лежит письмо.

«Дорогой Исраил, меня зовут Мухарбек, мне 11 лет, я живу в селе Галашки. Я очень рад, что Вы стали первым в Чечено-Ингушетии олимпийским чемпионом. Когда я смотрел по телевизору Ваше выступление, то думал: попаду ли я на такую Олимпиаду? Я очень хочу когда-нибудь попасть туда. Вы однажды приезжали в наше село и говорили, что будете тренировать ребят. Исраил, скоро ли Вы возьмёте меня с моим другом, к себе в секцию? Сначала, когда я только начал заниматься, я поднимал 30 кг, а сейчас поднимаю уже 45 кг...»

— Вот для таких мальчишек я, может быть, и терпел все эти годы, — говорит Исраил, и его глаза теплеют. — В нашей маленькой республике очень спортивный народ, а грамотных тренеров — маловато. И для ребят моя медаль — конечно, событие. Что ж, я постараюсь не разочаровать мальчишек.

Жаль, что олимпийских медалей на всех достойных людей не хватает! И Юрик Варданян, и Исраил Арсамаков несомненно достойны были представлять нашу страну на Олимпиаде. А вот несправедливый отбор кандидатов в сборную страны был в то время явлением частым и именно с этого начался затяжной спад результатов в тяжёлой атлетике в нашей стране. Читайте об этом подробнее мою следующую статью. Читайте также мою статью о Юрике Варданяне.

Подписывайтесь на канал и ставьте лайк.