Но именно такую непростую жизненную ситуацию представляет нам художник Алексей Солодовников на картине «В советском суде», написанной в 1955 г.
Для искусства той теперь уже далекой эпохи, подобное развитие событий считалось из рядя вон выходящим. Даже писали и рисовали на эту тему мало, нужно было поддерживать атмосферу всеобщего благополучия и процветания.
Но даже советские граждане, как и все люди всех эпох был подвержены страстям и часто вместе со служением великой идее, жили свои тихие жизни: любили, ненавидели, наживали добро, завидовали, причиняли боль и оставляли друг друга.
Сюжет развода в советской семье – редкое культурное явление и тому была причина. В послевоенное время был взят курс на устранение разрухи и повышения демографии, семья являлась высшей ценностью общества, особенно та, в которой были дети.
Государство старалось сохранять семьи путем усложнения бракоразводного процесса. Чтобы разбить семью, нужно было явиться на унизительную процедуру в суд, где при родственниках и близких друзьях обсуждалась проблема, а затем еще заплатить внушительный штраф.
Обратимся к картине. Самыми примечательными героями можно считать плачущую женщину у стены и ее супруга на переднем плане. Образ жены действительно вызывает сочувствие – то, как она прижалась к стенке, с трудом обращая внимание на ребенка, малышку, старающуюся утешить мать.
Мы не знаем, что предшествовало этой душещипательной сцене. Но можем предположить, что заявление мужа был жестоким и бескомпромиссным. Он, вероятнее всего, был инициатором развода и только что доказал, почему не хочет больше жить с женщиной, несмотря на ее страдания и страдания их общего ребенка.
Теперь он доволен. Потому как суд решается в его пользу. Что же подтолкнуло к такому шагу – новая женщина или какая другая причина, нам неизвестно.
На заднем плане за мужчиной мы видим родственников и друзей, всех, кто был свидетелем унижения несчастной. Пожилая женщина полна сострадания, она уже готова ринуться утешать (возможно, свою дочь), но не смеет пошевелиться в присутствии судьи.
Чуть дальше – девушки с гневными выражениями на лицах – сестры или подруги, приведенные в ярость выступлением нерадивого супруга. Зрителя утешает и сглаживает мысль, что после развода женщина не будет одна, семья остается на ее стороне. Только маленькая девочка пока не способна постичь весь трагизм происходящего – драму несчастливой семейной жизни.