Нам известно не так уж и много имен художников-фантастов советского времени, особенно тех, кто работал живописью. Среди самых выдающихся можно назвать имя Георгия Ивановича Курнина – автора международного уровня.
Начинал он со среднеазиатских пейзажей, будучи студентом Ташкентского художественного училища. Сейчас мы понимаем, какая база живописных форм была ему доступна: пустынные равнины, скалистые горы и алый «инопланетный» свет.
Образы Курнина могут оказаться узнаваемыми для многих, ведь его произведения неоднократно появлялись в таких знаменитых научно-популярных изданиях «Техника — молодёжи», «Фантастика», «Смена», «Советский Союз», «Уральский следопыт» и так далее.
Однако к теме космоса художник обратился лишь в 1949 г., когда переехал жить в Сочи. Это было далеко до начала освоения космоса человеком, так что Курнина можно считать пионером нового направления в живописи-космической фантазии.
Всего художник написал около 30 произведений, изображающих пейзажи далеких планет, самыми выдающимися можно считать «Взрыв сверхновой звезды», «Планета с тремя лунами», «Рождение планеты в системе двух Солнц», «Закат Зеленого Солнца», «Закат Солнца на планете Венера» и так далее.
Да, человечество еще не шагнуло на околоземную орбиту, искусство Курнина – это предчувствие, надежда, невероятной силы вдохновение, и конечно жажда познания, охватившая целое поколение середины ХХ века.
Мысль о новом человеке, способном покорить Вселенную появилась в ряде художественных произведений в первой половине века – это и шедевры научной фантастики, и усиленные технические разработки, и, конечно, визуальная составляющая, в виде графики, живописи и комиксов.
До запуска телескопов, до всего, что могло фактически подтвердить облик вселенной, художникам приходилось уповать только на собственное мироощущение и фантазию.
Миры Георгия Курнина – это размышление о том, какая идеалистическая «атмосфера» царит н поверхностях неизведанных планет, которым, может через много-много лет, предстоит принять к себе человечество.
И это были одни из первых предположений, какая необъяснимая красота царит за пределами нашей обыденности. Ведь космос всегда предполагает отрыв – физический и метафизический – от того, что нас окружает.
Работы Курнина были популярны не только в СССР, но и за его пределами. Произведения художника-фантаста с огромным успехом экспонировались на международных конгрессах астронавтов и разнообразных выставочных площадках соц. Стран Европы, побеждали в крупных художественных конкурсах.