Недавно состоялся у меня с одной ученицей (ходит ко мне на репетиторство, 3 класс) такой диалог:
- Думаю, за контрольную по русскому получу четыре.
- Почему 4? Может, 5?
- Нет, вы че! Пятерки у нас только Наташа получает. У меня пять не будет.
- Почему?
- Ну я не получу пять.
- Почему ты так думаешь? Ты же все знаешь, главное, быть внимательной.
- Нет, у меня не бывает пятерок.
Иногда я просто в изумлении сижу от таких слов. Ребенок в принципе не допускает возможности отличной оценки. Правильно говорят, что все у нас в голове. Может, и была бы отличницей, но мысли такие даже не возникают.
К сожалению, репетитор не может работать с мыслями вашего ребенка. На это просто нет времени на занятии. А вот вы, родители, можете. Я бы даже сказала – обязаны. Ведь какой смысл платить репетитору, если все знания в мире не в силах вселить в вашего ребенка уверенность в своих силах?
Получаем то, о чем думаем
Расскажите ребенку о том, что мы получаем то, о чем думаем. Мысли материальны, это уже ни для кого не секрет. Чем раньше ваш ребенок научится выбирать мысли, тем лучше для него. И это важно не только для учебы!
Убеждения
Напишите или напечатайте на листах утверждения типа: «Я уверен в себе», «У меня все получается», «Я внимательный», «Я учусь отлично» и другие. Пишите то убеждение, которое хотите сформировать. И развесьте эти листы в комнате ребенка на видных местах.
Следите за словами
Следите за своими словами, которые вы говорите ребенку. Как правило, мнение ребенка о себе формируется в семье. Так что формируйте его осознанно. Уберите фразы типа «Ты у меня такая невнимательная», «Да хоть бы четверку получила, уже хорошо», «С этой задачей ты сам не справишься, давай помогу» и прочие подобные оценки. Самое главное, уберите эти мысли из своей головы. Тогда и в голове вашего ребенка они вряд ли появятся.
И еще
Не обсуждайте своего ребенка с другими в его присутствии!
Часто наблюдаю, как две подружки обсуждают своих детей: «А мой сегодня в школе учудил, совсем от рук отбился…» или «Ну такая она у меня рассеянная, все забывает, ей трудно сосредоточиться…»
А дети эти рядом бегают. Они вас не слушают, но мозг их все воспринимает. И потом они просто оправдывают ваши ожидания. Причем не важно, какого возраста ребенок. Все что вы говорите, откладывается в его голове.
____
Нет, я не говорю сейчас, что все дети обязаны получать пятерки. Я говорю о вере детей в себя. Нет, не все могут быть отличниками. Но верить в себя могут все ребята. Даже если что-то не получается, научите их принимать это. Но при этом двигаться вперед! Стремиться к лучшему. Стремиться к знаниям. Сегодня не получилось – получится завтра. Вот что важно.
Самые трудные ученики (и самые плохие специалисты)– это те, которые ни к чему не стремятся.
Надеюсь, мои мысли были полезны вам. Доброго дня и уверенности!