Видеоверсия лекции Валерия Бондаренко
"РОМАНТИЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ - НЕМЕЦКИЙ "СЛЕД" В РУССКОЙ ПОЭЗИИ"
из лекции Валерия Бондаренко
Генрих фон Клейст - (Bernd Heinrich Wilhelm von Kleist; 18 октября 1777, Франкфурт на Одере 1811, Ванзее, около Потсдама) – немецкий драматург, поэт и прозаик. Один из зачинателей жанра рассказа («Маркиза д'О» 1808, «Землетрясение в Чили», «Обручение на Сан – Доминго»).
В 1912 году, в год столетия со дня смерти писателя, была основана престижная немецкая литературная премия Генриха Клейста. (Википедия)
При жизни у Клейста была поставлена одна драма. Про нее говорили: «Видел бы Клейст остался бы живым».
Клейст – величайший поэт в культуре. Клейст ставить очень трудно, трудно подобрать актёров с такими трагическими способностями.
Романтики открыли первый интерес ко всему: к античности и т.д. Взлёт модерна далёкое эхо романтиков.
Клейст умер почти стариком в 34 года. Прожив также короткие жизни романтики оставили грандиозное наследие. Романтизм это какое-то наваждение. В целом это абсолютно роковые судьбы. Это размышления, что такое гений.
Просветительский век создал… Такие люди не могут встать рядом с Клейстом.
Бодлер говорил: «Романтизм дьявольское наваждение, которому мы обязаны незаживающей раной.
Блок – «Романтизм это условное обозначение шести чувств». В основном мы знаем всё из плохих книг, где говорится, что романтизм появляется как грибы. Но если все воспитаны в старом ключе. Клейст это прусское воспитание и непрекращающийся кошмар. Почти все фильмы по произведениям Клейста или о нём самом недоступны для нас, некому перевести. Людям всё интересно, кроме Клейста.
Отмщением таким людям и будет моя лекция о Клейсте. Просветители упростили всю культуру, свели всё к машинам: «мир – это машина, человек – это машина». В силу этого мы живём в удивительно убогой Вселенной. От религии отрезали сакральное, из античности выбрали Рим. Мечта просветителей – одинаковые люди, народ забит, бесконечно чужая страна.
Романтики жили в эпоху, которую они предполагали мёртвой, они хотели открыть силу жизни. Это происходило вопреки всему. Клейст кажется не хотел быть романтиком. Он пережил гигантскую ломку, он, как и Цветаева, всегда начинает с верхнего «до».
Клейст томился, он был не так воспитан. Он ненавидел Наполеона лично. Он видел в Наполеоне беспринципность, грубость и вульгарное торжество силы.
Клейст странствует, его дом карета, появляется и пропадает.
Клейст подготовил немцев к романам Достоевского. Хаос и тьма чувств, всё происходит над бездной.
«Я говорю только потому, что не могу перестать».
Что такое человек творческий ноль. Есть только искра, но и её попробуй найди, некоторые темноту принимает за искру.
Представьте избыток любви, ума, мнительности, меланхолии это Клейст.
Для поэта романтика стать хозяином себя не просто, когда у вас избыток.
С одной стороны, невероятна воля, железная воля.
Что видно с крайней точки страстей? Борьба Клейста с собой, описывается как борьба с демоном. Все его планы невероятно разрушаются.
В 20 лет он уходит в отставку, потому что служба противна, отрыв от семьи. Ему нужен план жизнеустройства.
Первый шаг это учиться. Это просветительский план, который Клейст доводит до безумия. И это должно было помочь. Он ушёл из армии и по-армейски муштрует себя, как истинный просветитель.
И дальше он читает у Канта: «Возможно, то что мы считаем истиной не является истиной». И это его раскалывает: «Возможно это не истина, то что мы ищем».
И думает: «надо выбрать другой образ жизни». Он ещё не гений, он ещё не знает об этом. И пытается слиться с природой. И этот буйный человек пишет первую драму. И выясняется, что он суровый человек. Клейст открывает для нас демонизм материального.
Третья сила примешивается к отношениям людей материальное. Чужое сердце воистину становится чужим. Вопрос собственности разделяет людей. Клейст открывает это как демоническую силу. Человек в плену и раб объектов. Оказывается, свободы нет и как всё это так случилось.
Все эти ограничения воспринимает дух в гротескной форме. Гротеск открывает странную область жизни. Невероятная, ослепительная и страшная Вселенная, в которой живут герои Клейста. Он понимает, что пока он пишет внутренний демон успокаивается. И планирует стать великим драматургом.
«Романтики ищут чудесного, а Клейст чудовищного». Клейст совершает целый ряд драматических открытий. Клейст открывает целый ряд драматических открытий. В его пьесах много жестов, много пантомим. Клейст открывает искусство подтекста, как некоторая жизнь, которая возникает между словами.
Цель не понимание, а цель владеть людьми. Поселение демонизма внутри, демонизма объектов.
Следующий ход это «Амфатрион». Это страшные скупцы, это чудовища, это армии зла.
Гёте сказал «смятение чувств», для Гёте это через чур. У Клейста это такое смятение чувств.
Дидро: «Поэт – стремись к темноте»!
У Клейста в отличии от Гёте не было выбора, его швыряла какая-то сила, в результате появлялись ошеломляющие произведения.
У романтиков представление о целостности жизни, единый тотальный субъект.
"Пентиселея" Клейста очень актуальна. В эпоху реализма. Женихов берут в бою. И быстро размножаются, мальчиков убивают, девочек оставляют.
Нужно развоплотить человеческую речь и снова воплотить. И заговорить голосом моря. Пентиселея полюбила, она взволнована Ахиллом и проигрывает ему. Клейст вглядывался в чудовищный демонизм людей. Что с ним делать?
Последний пункт плана Клейста – это самое праздничное самоубийство.
видеоверсия лекции Валерия Бондаренко https://www.youtube.com/watch?v=-dY-1KBojOA&t=207s
Для полного просмотра пройдите по ссылке! "Романтическая ирония- видеть бесконечное в конечном"
*Так же подробную информацию можно найти на сайте СМИБС *
Подписывайтесь на канал! Будет интересно