Найти тему
Никита Иванов

Видеть свои грехи – не большая наука?

Зрети моя прегрешения.

Вот, казалось бы, где не должно быть сложностей, так это здесь, в этом месте молитвы святого Ефрема. Видеть свои грехи – не большая наука, они всегда перед глазами, а как забудешь, тут же напомнят о себе. Но такой взгляд вполне поверхностный. Если бы так было, то преподобному Ефрему не было бы нужды ставить это прошение после самой любви, да еще предварять его отдельным воздыханием: «Ей Господи, Царю, даруй ми…» Это все обращает внимание на трудность в получении этого дара и на саму значимость его.

Для принятия этого дара от Бога есть одно важное условие, соблюсти которое очень трудно. Вот что пишет об этом святитель Игнатий: «Не наследовал я покаяния, потому что еще не вижу греха моего. Я не вижу греха моего, потому что еще работаю греху. Не может увидеть греха своего наслаждающийся грехом, дозволяющий себе вкушение его – хотя бы одними помышлениями и сочувствием сердца. Тот только может увидеть грех свой, кто решительным произволением отрекся от всякой дружбы со грехом, кто встал на бодрой страже во вратах дому своего с обнаженным мечом – глаголом Божьим, кто отражает, посекает этим мечом грех, в каком бы виде он ни приблизился к нему. Кто совершит великое дело – установит вражду со грехом, насильно отторгнув от него ум, сердце и тело, тому дарует Бог великий дар: Зрение греха своего».

Многие ли из нас имеют этот залог в сердце? Если тело наше не наслаждается грехом, то что скажем о сердце и уме? Не состоит ли наша жизнь из компромиссов с наслаждениями мира и страстями? Увы, трудно получить этот дар. Вот поэтому нам так трудно бывает на исповеди. Самые усердные извлекают из себя с большим трудом десяток прегрешений, а за ними сухость сердца и туман в душе. Этот туман подсказывает нам: ну не такие уж мы и грешные, по сторонам посмотрите, вон какие бывают, а мы еще ничего… В этом тумане не видно солнца, а когда выносишь белую ткань под яркий солнечный луч, ткань оказывается грязной и совсем не такой белой. Вот и приходится жить долго без генеральной уборки в душе. Так только, крупные пятна застирываем, глядишь, и так сойдет, на общем фоне не видно.

Вспоминая слова святителя о непримиримости борьбы со страстями, понимаешь, почему святой Ефрем поставил прошение о зрении своего греха так высоко. Как можно достичь непримиримости без чистоты, смирения, терпения и любви, которая есть жертва за ближнего, прежде всего? Ей Господи, Царю Небесный, даруй ми зрети моя прегрешения… так трудно видеть их, иногда на то, чтобы разглядеть один забытый грех, уходят годы. Но еще трагичнее так и не увидеть их и вспомнить о них только на Твоем Страшном суде!