Найти тему

Жизнь после потрясений

Как всегда к годовщине Октября ли, Февраля ли в России начинается обострение. С обеих сторон, всё в истории ковыряются. Ничего удивительного, посмотрим на другие страны.

Англия. Сколько лет прошло с эпохи Кромвеля, а до сих пор отзвуки слышны. Про Северную Ирландию умолчу.

Франция, с ее Великой революцией. Молодцы французы, старательно обходят тему террора и пр. Желающие, почитайте, очень интересно, когда в очередной раз будете рассуждать о зверствах революции и гражданской войны в России.

США. Думаете, забылась Гражданская война 1861-65? Как бы не так! Я в 1993 году, находясь в США, спросил у американца: «Как вы преодолели последствия?» - «А кто тебе сказал, что мы их преодолели?» Если у кого и были иллюзии на эту тему, то сейчас — в 2020 — развеялись.

Испания, гражданская война 1936-39. У нас пишут мало, а в Испании все еще обсуждается очень и очень. И желание независимости Каталонии с тех времен, после франкистского террора, только усилилось. Да и недавнее перезахоронение Франко вызвало совсем неоднозначную реакцию во всей Испании.

Так что ничего удивительного. Но пора бы остановиться и прекратить стенания и вопли. У нас, у России, как и у других — сложная история. И никак не хуже других.

И надо понимать: есть страна — и есть режим, власть, правящая элита. И желать плохого стране, ее народу потому, что у власти та или иная группа, которая не нравится записным критиканам (есть ли для этого основания — большой вопрос!) — просто позорно. Не говоря о том, что глупо! Если, конечно, ты хочешь жить в России, а не в «этой стране», которую запросто меняешь на «ту».

P.S. Написано в 2020 году, опубликовал в дискуссии в fb. Что выяснилось: ну, не верит народ в зверства французской революции, не верит — и всё тут! Молчат или бубнят: «но не так же...» Бунт «бессмысленный и беспощадный» — значит Россия, а как во Франции — так всё «чинно и благородно». Убеждать не буду: хотите разобраться — почитайте сами. Лишь несколько фактов: число жертв французской революции — сотни тысяч по минимуму (говорят и о миллионах, а ведь пулеметов и маузеров тогда еще не было); террор был и белый и других цветов; казни чаще всего были публичными — для большего устрашения, только гильотинированных на площадях более 17000. Хватит? Надеюсь. Но пару картин приведу, так, наверно, доходчивее. Извините, фотографию изобрели позднее.

Этьен Бкрикур "Массовое умерщвление – погрузка жертв Террора на телеги" (~1795, гуашь, 39,8 х 54,3. Париж, Musée Carnavalet)
Этьен Бкрикур "Массовое умерщвление – погрузка жертв Террора на телеги" (~1795, гуашь, 39,8 х 54,3. Париж, Musée Carnavalet)
«Утопления в Нанте», ноябрь  1793 — февраль 1794 (4 месяца всего и только один город), были убиты более четырёх тысяч человек, включая ни в чём не повинные семьи с женщинами и детьми  -  из  Wikipedia
«Утопления в Нанте», ноябрь 1793 — февраль 1794 (4 месяца всего и только один город), были убиты более четырёх тысяч человек, включая ни в чём не повинные семьи с женщинами и детьми - из Wikipedia