Многие считают, что в СССР был не только тотальный дефицит, но и тотальная несвобода. Собственно, на это и "купили" советских граждан в "святые" 90-е. Это ложь, что советские люди так настрадались от отсутствия в магазинах самого необходимого, что продались за "буржуазную" колбасу. Нет, конечно многих граждан, живущих "на низких вибрациях", действительно, вдохновили обещания одного из "младореформаторов" получить за ваучер по "волге". Но это было далеко не большинство. Большинство повелось именно на обещанную свободу.
Чего греха таить, многих раздражало то, что невозможно было выехать из страны, просто попутешествовать. Нет, в соцстраны было еще возможно, но с трудом. А вот капстраны были открыты только для партийных верхов. Нельзя было в открытом эфире услышать о каких-то недостатках советской системы. Парторганизации считали себя вправе влезать в личную жизнь каждого человека: за развод можно было и партбилет на стол положить. В магазинах человек видел полупустые полки, а по телеку слышал, как все хорошо, как много всего производится в стране. Да, как сейчас выясняется, дефицит, сильно обострившийся в конце 80-х, был осознанным и управляемым саботажем "красных директоров". Но ведь тогда никто об этом не знал, не думал. Люди настолько привыкли доверять родному государству, настолько привыкли к его заботе, что потеряли политический иммунитет. Имея все рычаги воздействия на свое государство, не шевельнув пальцем, отдали власть и совместно созданные материальные ценности группе подонков. А рычаги воздействия были огромные - через первичные ячейки партийной и комсомольской организации можно было принять участие даже в законотворчестве (ведь законы принимались съездами партии, куда делегировали представителей как раз первички). Огромную роль играли и профсоюзы. Другое дело, что их председатели заедались и становились прихвостнями руководителей предприятий, но ведь их можно было снять общим собранием. Но было лень.
Вот я и считаю, что Союз, и не только Союз, а и социалистические мечты о свободе, равенстве, братстве многих людей мира погубила лень, наивность и толерантность советских людей. Лень и инертность - "на верху виднее, нафиг мне эти собрания", толерантность - " родное государство не выдаст", наивность же как раз и выразилась в мечтах о свободе и в доверчивости к тем, кто эту свободу пообещал.
Что получили на самом деле?
Вместо дефицита качественной и полезной еды в магазинах и недорогих и доступных каждому столовых - ложное изобилие эрзац-продуктов, суррогата из пальмового масла в гипермаркетах и пафосные рестораны для избранных.
Вместо доступной и очень качественной медицинской помощи каждому (скорая приезжала в течение 10 минут по малейшему чиху, лечиться буквально заставляли, с больничного выпускали только когда все анализы подтверждали полное излечение, на долечивание после сложных болезней на большинстве предприятий профсоюз буквально насильно отправлял в санаторий, были еще и профилактории) - получили элитную высокотехнологичную медицину для избранных и оптимизированную, практически недоступную для всех остальных.
Свобода - да, в чем-то есть. Разводись- не хочу. Только за свободу пришлось заплатить. Да и где ее, свободы, было больше - в Союзе или сейчас, в РФ - большой вопрос.
Я лично в Союзе себя как-то свободнее чувствовала. Да, за рубеж выехать было проблематично, но всю страну можно было объехать, не потратив много денег. А это, на минуточку, и гейзеры Камчатки, и Байкал, и замки Прибалтики, и древние храмы Киева и Суздаля, и Черное море, и Фергана и озеро Рица и многое другое. И, самое главное, везде было комфортно. Не было национальной розни, радикальных религиозных группировок. Безопасность и теплый прием были практически гарантированы. Кстати, проблема дефицита решалась (если исключить блат) как раз с помощью путешествий, т.к. из одного места можно было привезти приличные тряпки, из другого-посуду, из третьего что-то еще. А в Москву, которая всегда хорошо снабжалась, потому что любая власть окружает себя сытыми, можно было просто слетать на выходные. И, кстати, дефицита там не было, но зарплаты были такими же, как и в провинции, т. к. существовала тарифная сетка.
Был еще очень важный момент - в дефиците были излишества - колбаса, дорогие спиртные напитки, брендовые тряпки. То же, что развивало человека -театры, концерты, музеи, путешествия было не просто доступно, а просто за копейки, а иногда и бесплатно - когда выделял билеты профсоюз.
Сейчас, вроде, все возможно. А попробуй на провинциальную зарплату поехать в санаторий хотя бы раз в 5 лет на полный срок лечения (а это не менее 21 дня) или на море больше, чем на неделю. Ну, конечно, если ты не москвич или не работаешь в Газпроме где-нибудь в Сургуте.
А еще была свобода передвижений по городу поздним вечером, потому что милиция была народная и ей доверяли, да и поздним вечером город патрулировали ДНДшники. А что такое наркомания - большинство граждан узнали только из романа Айтматова "Плаха", вышедшего перед самым концом Союза.
И свобода получить лучшее в мире образование, для чего не надо было денег, достаточно было желания учиться.
Казалось бы, ЕГЭ уравнял шансы для поступления в ВУЗ. Но это совсем не так. Образование стало элитным. Во-первых, нищие учителя с минимальными возможностями в провинциальных школах против элитных школ, где применяются самые передовые методы обучения, но куда попасть могут только дети чиновников и депутатов. Во-вторых, да, с отличными результатами ЕГЭ гениальный самоучка из села Неурожайкина, возможно, и поступил бы в престижный вуз (хотя не факт, многие вузы ввели свои отборочные экзамены, да и число бюджетных мест в них зачастую соответствует количеству детей преподавателей и чиновников, поступающих в этот год), но денег поехать в Москву или Питер, снять там квартиру и еще на что-то питаться у него точно нет.
В Союзе наука рванула вперед в первую очередь благодаря всем ступеням образования. В провинциальных вузах готовили не хуже, чем в столичных. Многие крупные ученые того времени заканчивали именно провинциальные вузы.
Была еще и свобода получить общежитие при учебе в другом городе и начале работы. Свобода получить квартиру от государства, отстояв очередь или выплатив кооператив (в рассрочку, без процентов, в отличие от ипотечной кабалы).
Свобода рожать и растить детей в бесплатном роддоме, бесплатном садике, бесплатной школе с бесплатными летними лагерями. И быть уверенными в их будущем.
Вот и получается, что в погоне за свободой мы получили еще большую несвободу. Вернее, полную свободу для маленькой кучки людей, оплаченную несвободой всех остальных. И только сейчас я начала понимать фразу классика марксизма-ленинизма о том, что "свобода - это осознанная необходимость". Человек по природе своей несвободен. Ну, это как с ЗОЖем. Хочешь быть стройным и здоровым, придется ограничить себя в "жоре" и, преодолев собственную лень, увеличить физическую нагрузку. Осознание того, что любая свобода имеет цену, дает возможность выбора.
Мы получили свободу предпринимательства, свободу слова, свободу в личной жизни, заплатив за это перечисленными выше социалистическими свободами. И по мере роста власти капитала мы становимся все более несвободными. А бежать некуда. Ведь властью капитала транснациональных компаний и банкиров опутан весь мир. И свободе предпринимательства и свободе слова тоже постепенно приходит конец. Что делать? Не знаю. Знаю только, что история однонаправленна (анизотропна), то есть назад дороги нет. Значит, надо делать выводы и идти вперед, занимать гражданскую позицию и добиваться сохранения каждой свободы, отстаивать то, что еще осталось от народного государства, в каждом отдельном случае, объединяясь и добиваясь от заевшихся чиновников соблюдения тех прав, которые еще есть в нашем не самом плохом законодательстве. И надеяться на то, что мир пойдет не по тому пути, который предложили наши "партнеры", а по пути, который проложило первое в мире социалистическое государство, и хотя бы постепенно, путем принятия соответствующих законов, начнет выравниваться страшный разрыв, возникший между "элитой" и остальными членами общества. И что законодательная база, контролируемая всеми слоями общества, "слепит" в конце концов какой-то гибрид капитализма с социализмом на цифровой основе, не дав мировой элите завести всех в цифровой фашизм. Иначе все мы попадем в антиутопию, где никто не будет свободным. Ибо фашизм, каким бы он ни был - индустриальным или цифровым - это признание одних людей суперлюдьми, а других недочеловеками. И в нем свободы нет ни для первых, ни для вторых.