Найти в Дзене
Краткая история

Французская шпионка – возлюбленная двух российских императоров

Оглавление

За долгую историю человечества сюжет о том, как женщина использовала свою привлекательность ради обогащения и получения власти, стал практически обыденным. Однако далеко не каждой представительнице прекрасного пола доводилось становиться любовницей сразу двух (а по слухам и трёх) императоров. Такая сомнительная честь выпала Луизе Пуаро.

В погоне за счастливым билетом

Эта девушка родилась в Лионе в семье постановщика танцев. Отец не мог дать ей богатого приданного, но научил тому, что позволило зарабатывать самой, а также ввёл в театральный бомонд города. Луиза начала выступать в 17 лет, правда, стала она не балериной, а певицей, хотя применяла в своих ролях на сцене и навыки хореографии. Почти сразу она сразила наповал своей красотой балетмейстера лионской труппы Пьера Шевалье и быстро вышла за него замуж, полагая, что вытащила счастливый билет.

На дворе был 1792 год, а значит основные события во Франции только начинались. Супруги решили, что Лион слишком мелок, чтобы удовлетворить их амбиции, и устремились в Париж. Там они сумели приглянуться якобинской публике и получить широкую известность.

Мадам Шевалье на сцене в 1792 году
Мадам Шевалье на сцене в 1792 году

Однако после термидорианского переворота такая слава едва не сыграла с ними злую шутку. После казни Робеспьера чету Шевалье тоже арестовали, но через некоторое время выпустили. Судьбу супруги решили не испытывать, поэтому эмигрировали в Гамбург. Там Луиза продолжила петь на сцене и имела большой успех. Согласно историческому анекдоту, однажды местному типографскому рабочему, набиравшему статью о мадам Шевалье, просто не хватило восклицательных знаков.

В Гамбурге Луиза с молчаливого согласия и даже одобрения мужа обзавелась новыми высокопоставленными поклонниками. Герцог Мекленбург-Шверинский подарил ей роскошное кольцо, отделанное бриллиантами, а князь Юсупов пригласил к петербургскому двору. Успех в России мог гарантировать чете безбедное существование, поэтому Пьер и Луиза решили рискнуть. Впереди у них было 4 года невероятной удачи.

С самого начала Луиза Шевалье получила для себя неслыханные привилегии – самое большое жалование (7000 рублей), апартаменты, карету и право самостоятельно выбирать в каких ролях выходить на сцену. Начать она решила с главной партии в комической опере «Рено д’Аст», и не где-нибудь, а прямо в Павловске, перед императором Павлом и его семьёй.

Павел I с семьёй
Павел I с семьёй

Пела она прекрасно, и после спектакля удостоилась аудиенции с государем. Впрочем, не эта встреча в тот вечер оказалась для неё главной: Луиза получила приглашение поговорить наедине с фаворитом Павла Иваном Кутайсовым. Приличной замужней женщине, конечно, стоило бы отказаться от такого компрометирующего предложения. А вот женщине, которая ищет для себя новых возможностей, следовало, напротив, его принять.

Знать себе цену

Поскольку Луиза почти сразу стала любовницей Кутайсова, логично предполагать, что она получила именно то, чего добивалась. Через камердинера Павла она приобрела доступ ко всей информации при дворе, а через её приёмную проходили люди, желавшие добиться какого-то улучшения в своей судьбе.

У супругов Шевалье выработался целый прейскурант. Ради решения вопроса в свою пользу просители готовы были платить сколько нужно, а Луиза вечером шептала за них нужное словечко Кутайсову, который, в свою очередь, протаскивал решение своими силами или при помощи императора.

Портрет Ивана Кутайсова
Портрет Ивана Кутайсова

Говорили, что мадам Шевалье зарабатывает не только этим, но и продажей секретов петербургского двора за границу, и даже якобы является личной шпионкой Бонапарта. Подобное, впрочем, маловероятно, а вот на Талейрана она работала почти наверняка. Да и странно было такой расчётливой женщине иметь в руках доступ к государственным тайнам и не попытаться заработать на этом состояние.

Спустя год она была уже любовницей не только Кутайсова, но и самого государя. Очевидно, Луиза имела огромные таланты, поскольку после убийства императора у неё в доме нашли чистые листы бумаги с факсимиле и печатью Павла I. Уже одного этого в общем-то было бы достаточно, чтобы счесть её государственной преступницей, и если не казнить (чему обворованный ею петербургский свет искренне обрадовался бы), то хотя бы отправить в тюрьму.

Однако ни того ни другого не случилось по весьма прозаической причине: ещё при жизни Павла Луиза Шевалье успела оказать «особые услуги» и Александру Павловичу. Неудивительно, что при таком количестве любовников она редко выступала в последний год в Петербурге. Так что в марте 1801 года Александр I преспокойно дал ей уехать из России и даже распорядился не взимать причитающийся в казну сбор размером в 10% от всего имущества.

Александр Павлович в фильме "Бедный, бедный Павел", 2003
Александр Павлович в фильме "Бедный, бедный Павел", 2003

Впоследствии в числе её любовников оказался и Наполеон Бонапарт. Влиять на его политику Луизе, правда, не удалось, но Талейран, вероятно, и в этот раз не остался без порции эксклюзивной информации, а мадам Шевалье без щедрой оплаты своих услуг. В конце жизни одна из главных интриганок Европы, кажется, вознамерилась обмануть ещё и Бога. Она постриглась в монахини в Дрездене, завещав монастырю часть своего состояния.