Я продолжаю рассказывать вам об Алексине Тульской области. Этот замечательный город собирался, как законченный пазл, из нескольких составных частей - микрорайонов и природных ландшафтов. Без каждого из них город бы просто не состоялся. Потому что каждая часть его органично дополняет и приумножает значимость и красоту этого уникального города.
Строительство усадьбы
И одним из таких “кусков пазла” является микрорайон Петровка. Но его историей я вас утомлять не буду. Я расскажу только об одной его достопримечательности. Петровчане называют его Домом Бера. Это по меньшей мере странно, потому что создавали усадьбу и строили этот дом потомки Рюрика в 26-м поколении. Первым из них был московский князь Петр Федорович Тюфякин.
Еще во времена правления Елизаветы Петровны (1741-1762 гг.) он получил в наследство старинное поместье в Калужском уезде Московской губернии с центром в деревне Ковша на левом притоке Оки. Переехав в свое поместье, Петр Федорович первым делом занялся переустройством своего хозяйства. Осмотревшись, он определил место для своего нового дома.
Смею предположить, что Петр Федорович стоял именно на этом месте, когда созрела счастливая мысль о выборе места для строительства легендарной усадьбы. Впоследствии эти места стали называться Петровскими - и поместье, и образовавшееся из него сельцо, а затем и микрорайон. Но вот дом, претерпев ряд усовершенствований и реконструкций стал, в конце концов называться Домом Бера. Но обо всем по порядку.
Во времена правления Екатерины II (1762-1796 гг.) поместье Петра Федоровича переходит его наследнику - сыну, командиру императорских московских дворцов и садов, действительному статскому советнику Ивану Петровичу Тюфякину. Он его немедленно преображает, построив дом из кирпичей. Именно эта постройка и “дожила” до наших дней.
Вся усадьба отличалась гармоничной композицией. Центральный двухэтажный дом был построен в стиле раннего классицизма. Южную сторону дома, обращенную на Оку, украсила полуротонда с арочными световыми проемами и увенчанная куполом. Внутри ротонды располагался зал-салон с изысканной отделкой.
Остальные помещения и на первом, и на втором этажах составляли круговую анфиладу, что давало усадьбе сходство с городским жилищем французской знати 18-го века. По обе стороны центрального здания на одной с ним линии были симметрично расположены парные двухэтажные флигели и одноэтажные корпуса. На сегодняшний день восточный корпус утрачен.
Усовершенствование усадьбы
В 1910 году хозяйкой усадьбы становится дочь известного агронома-практика Д.М.Полторацкого - Варвара Дмитриевна Ромейко-Гурко. Надо отметить, что Полторацкий славился грамотным и умелым ведением хозяйства у себя в селе Авчурино, Калужского уезда. Он и дочери помог сделать имение образцовым. После ее кончины хозяйство перешло ее мужу - генерал-майору Леонтию Осиповичу Гурко.
Который поддерживал хозяйство на должном уровне, как мог. До тех пор, пока оно не перешло в 1860 году в руки их сыну - статскому советнику Александру Леонтьевичу Ромейко-Гурко. И вновь усадьба усовершенствуется, но теперь уже в стиле неоклассицизма. В залах дома появились изысканные лепные карнизы и печи, украшенные кафельными изразцами.
Были установлены дорические колонны в главном доме и в корпусах. Также, модный в те времена стиль, выразился в большом полукруглом балконе, установленном на колоннах в главном доме, что придало дому характерную парадность. Ее усиливали, опоясывающие балкон полукольцом, две пологие лестницы.
Лестницы, в свою очередь, украсили арочными перголами (арками) в виде туннелей из легких решеток. Деревянная балконная балюстрада (ограждение) и полотняные солнцезащитные навесы, увитые цветами, придавали дому ощущение уюта и домашнего тепла. Да и весь участок перед домом был украшен причудливыми клумбами с прекрасными цветами.
Вокруг дома были разбиты яблоневый и вишневый сады. Завершали совершенную композицию заросли сирени и, растущие куртинками, пышные липы. Сам А.Л. Ромейко-Гурко служил управляющим Губернской контрольной палатой и жил в Калуге. А вот его семья имела возможность проводить много времени в любимой усадьбе, которую они считали своей дачей.
Серебряный век поместья
Последним владельцем прекрасной усадьбы до самой революции был потомственный дворянин, получивший блестящее образование в Казанском университете, коллежский асессор Владимир Владимирович Бер, выкупивший ее у разорившихся Гурко. В свою очередь, и он внес богатую лепту в Петровское поместье.
По воспоминаниям моих современников, с которыми, в свою очередь, делились воспоминаниями их прабабушки и бабушки - от лодочной станции и ресторана на берегу Оки вверх по направлению к Дому Беров вела великолепная мраморная лестница с легкой аркой, увитой хмелем. Дом семья Беров заполнила мебелью из красного дерева. Стены украшали портреты и гравюры известных мастеров.
Владимир Владимирович увлекался литературой и искусством, писал стихи. Благодаря своим увлечениям, он был знаком со многими великими писателями, поэтами и музыкантами, деятелями науки и искусства. Душевное гостеприимство хозяев дома и сам дом, стоящий на высоком берегу, и напоминающий сказочный лайнер на безбрежных просторах русских лесов и полей, привлекал творческих людей.
Искусствоведы назвали это время Серебряным веком Петровской усадьбы. Беров посетили многие известные люди. Одни из них снимали у хозяев флигели, другие приезжали погостить. Возможность посетить эти места облегчало наличие Сызрано-Вяземской железной дороги, построенной в 1870-е годы. Полустанок “Средняя” находился всего в 3-х верстах от усадьбы.
Так с 1900-го по 1905 гг. дачу Беров регулярно посещал великий русский физиолог И.М.Сеченов. В 1907 году на даче отдыхал Викентий Викентьевич Вересаев. В 1910-1913 годах жил известный писатель Александр Серафимович. Весной и осенью 1913 года в Петровском отдыхали музыкальный критик Б.Ф. Шлецер и поэт Ю.К. Балтрушайтис.
В это же время в усадьбе снимал флигель композитор А.Н. Скрябин. У него гостили музыковед Л.Л. Сабанеев, музыкальный деятель Н.С. Жиляев, художник Н.В. Шперлинг, драматический актер А.А. Чабров, настоящая фамилия которого - Подгаевский. А у Балтрушайтиса, также снимавшего флигель, гостили художник Н.П. Ульянов и поэт В.И. Иванов.
В 1914 году в имении отдыхали поэты Б.Л. Пастернак, Вячеслав Иванов, Ю.К. Балтрушайтис, художники А.Л. Ржевская, Н.П. Ульянов и его жена А.С. Глаголева-Ульянова. Часто приезжал художник-анималист, навещавший прежде всего свою невесту - Ржевскую А.Н., жившую в Тарусе. В усадьбе было создано немало произведений литературы и искусства.
Запустение Дома Беров
После Великой октябрьской революции земли имения Беров национализировали, и на них в 1920-1930 гг. выращивали помидоры и другие сельхозкультуры для рабочих завода. В усадьбе был организован Дом отдыха наркомата. Также, судя по воспоминаниям петровчан, усадьба в 1920-х была Домом отдыха калужских железнодорожников. В 1929 г. она реорганизуется под школу Фабрично Заводского Ученичества №11(ФЗУ).
Потом ее перепрофилируют под ремесленное училище сельского хозяйства №2, преобразованное в 1963 г. в Алексинское сельское профессионально-техническое училище № 7. В 1992 г. в западном флигеле усадьбы размещалась церковь во имя Казанской иконы Божией Матери Русской Православной Церкви Заграницей. С 2011 г. храм относится к Черногорской Православной Церкви. Восточный флигель и западный корпус в настоящее время используются как жилые дома.
В настоящее время, глядя на ветхое, близкое к разрушению строение, трудно разглядеть в нем то величественное архитектурное произведение искусства. Здание пережило три эпохи: барокко, раннего классицизма и неоклассицизма рубежа XIX–XX вв. Прослужило не одно столетие своим, заслуживающим большого уважения, хозяевам.
С усадьбой тесно связаны имена людей, известных в русской истории, науке и культуре. Поэтому трудно переоценить ее историко-культурное и мемориальное значение. Но, если в советское время она находилась под охраной, как объект культурного наследия. То в настоящее время, усадьба, хоть и имеет статус “вновь выявленного объекта культурного наследия” местного (муниципального) значения, выглядит просто удручающе.
Понравилась статья? Буду благодарна комментариям и лайкам. Подписывайтесь, чтобы не упустить новые статьи.