Найти в Дзене
Путешественница

Достопримечательности.Легендарный Дом Беров в Петровке

Я продолжаю рассказывать вам об Алексине Тульской области. Этот замечательный город собирался, как законченный пазл, из нескольких составных частей - микрорайонов и природных ландшафтов. Без каждого из них город бы просто не состоялся. Потому что каждая часть его органично дополняет и приумножает значимость и красоту этого уникального города.
Оглавление

Я продолжаю рассказывать вам об Алексине Тульской области. Этот замечательный город собирался, как законченный пазл, из нескольких составных частей - микрорайонов и природных ландшафтов. Без каждого из них город бы просто не состоялся. Потому что каждая часть его органично дополняет и приумножает значимость и красоту этого уникального города.

Строительство усадьбы

И одним из таких “кусков пазла” является микрорайон Петровка. Но его историей я вас утомлять не буду. Я расскажу только об одной его достопримечательности. Петровчане называют его Домом Бера. Это по меньшей мере странно, потому что создавали усадьбу и строили этот дом потомки Рюрика в 26-м поколении. Первым из них был московский князь Петр Федорович Тюфякин.

Еще во времена правления Елизаветы Петровны (1741-1762 гг.) он получил в наследство старинное поместье в Калужском уезде Московской губернии с центром в деревне Ковша на левом притоке Оки. Переехав в свое поместье, Петр Федорович первым делом занялся переустройством своего хозяйства. Осмотревшись, он определил место для своего нового дома.

С высокого левого берега красавицы Оки открывается просто волшебная панорама вольно раскинувшихся заливных лугов, поросших дикими ягодниками и яркими цветами, соседствующими с сосняками и смешанным лесом. Это лишний раз доказывает, что Рюрики были великими людьми. Их великолепное восприятие прекрасного передалось в полной мере потомкам даже в 26-м колене.
С высокого левого берега красавицы Оки открывается просто волшебная панорама вольно раскинувшихся заливных лугов, поросших дикими ягодниками и яркими цветами, соседствующими с сосняками и смешанным лесом. Это лишний раз доказывает, что Рюрики были великими людьми. Их великолепное восприятие прекрасного передалось в полной мере потомкам даже в 26-м колене.

Смею предположить, что Петр Федорович стоял именно на этом месте, когда созрела счастливая мысль о выборе места для строительства легендарной усадьбы. Впоследствии эти места стали называться Петровскими - и поместье, и образовавшееся из него сельцо, а затем и микрорайон. Но вот дом, претерпев ряд усовершенствований и реконструкций стал, в конце концов называться Домом Бера. Но обо всем по порядку.

Во времена правления Екатерины II (1762-1796 гг.) поместье Петра Федоровича переходит его наследнику - сыну, командиру императорских московских дворцов и садов, действительному статскому советнику Ивану Петровичу Тюфякину. Он его немедленно преображает, построив дом из кирпичей. Именно эта постройка и “дожила” до наших дней.

Вся усадьба отличалась гармоничной композицией. Центральный двухэтажный дом был построен в стиле раннего классицизма. Южную сторону дома, обращенную на Оку, украсила полуротонда с арочными световыми проемами и увенчанная куполом. Внутри ротонды располагался зал-салон с изысканной отделкой.

Остальные помещения и на первом, и на втором этажах составляли круговую анфиладу, что давало усадьбе сходство с городским жилищем французской знати 18-го века. По обе стороны центрального здания на одной с ним линии были симметрично расположены парные двухэтажные флигели и одноэтажные корпуса. На сегодняшний день восточный корпус утрачен.

Усовершенствование усадьбы

В 1910 году хозяйкой усадьбы становится дочь известного агронома-практика Д.М.Полторацкого - Варвара Дмитриевна Ромейко-Гурко. Надо отметить, что Полторацкий славился грамотным и умелым ведением хозяйства у себя в селе Авчурино, Калужского уезда. Он и дочери помог сделать имение образцовым. После ее кончины хозяйство перешло ее мужу - генерал-майору Леонтию Осиповичу Гурко.

Который поддерживал хозяйство на должном уровне, как мог. До тех пор, пока оно не перешло в 1860 году в руки их сыну - статскому советнику Александру Леонтьевичу Ромейко-Гурко. И вновь усадьба усовершенствуется, но теперь уже в стиле неоклассицизма. В залах дома появились изысканные лепные карнизы и печи, украшенные кафельными изразцами.

Были установлены дорические колонны в главном доме и в корпусах. Также, модный в те времена стиль, выразился в большом полукруглом балконе, установленном на колоннах в главном доме, что придало дому характерную парадность. Ее усиливали, опоясывающие балкон полукольцом, две пологие лестницы.

Лестницы, в свою очередь, украсили арочными перголами (арками) в виде туннелей из легких решеток. Деревянная балконная балюстрада (ограждение) и полотняные солнцезащитные навесы, увитые цветами, придавали дому ощущение уюта и домашнего тепла. Да и весь участок перед домом был украшен причудливыми клумбами с прекрасными цветами.

Дом Бера в Алексине
Дом Бера в Алексине

Вокруг дома были разбиты яблоневый и вишневый сады. Завершали совершенную композицию заросли сирени и, растущие куртинками, пышные липы. Сам А.Л. Ромейко-Гурко служил управляющим Губернской контрольной палатой и жил в Калуге. А вот его семья имела возможность проводить много времени в любимой усадьбе, которую они считали своей дачей.

Серебряный век поместья

Последним владельцем прекрасной усадьбы до самой революции был потомственный дворянин, получивший блестящее образование в Казанском университете, коллежский асессор Владимир Владимирович Бер, выкупивший ее у разорившихся Гурко. В свою очередь, и он внес богатую лепту в Петровское поместье.

По воспоминаниям моих современников, с которыми, в свою очередь, делились воспоминаниями их прабабушки и бабушки - от лодочной станции и ресторана на берегу Оки вверх по направлению к Дому Беров вела великолепная мраморная лестница с легкой аркой, увитой хмелем. Дом семья Беров заполнила мебелью из красного дерева. Стены украшали портреты и гравюры известных мастеров.

Владимир Владимирович увлекался литературой и искусством, писал стихи. Благодаря своим увлечениям, он был знаком со многими великими писателями, поэтами и музыкантами, деятелями науки и искусства. Душевное гостеприимство хозяев дома и сам дом, стоящий на высоком берегу, и напоминающий сказочный лайнер на безбрежных просторах русских лесов и полей, привлекал творческих людей.

Искусствоведы назвали это время Серебряным веком Петровской усадьбы. Беров посетили многие известные люди. Одни из них снимали у хозяев флигели, другие приезжали погостить. Возможность посетить эти места облегчало наличие Сызрано-Вяземской железной дороги, построенной в 1870-е годы. Полустанок “Средняя” находился всего в 3-х верстах от усадьбы.

Так с 1900-го по 1905 гг. дачу Беров регулярно посещал великий русский физиолог И.М.Сеченов. В 1907 году на даче отдыхал Викентий Викентьевич Вересаев. В 1910-1913 годах жил известный писатель Александр Серафимович. Весной и осенью 1913 года в Петровском отдыхали музыкальный критик Б.Ф. Шлецер и поэт Ю.К. Балтрушайтис.

В это же время в усадьбе снимал флигель композитор А.Н. Скрябин. У него гостили музыковед Л.Л. Сабанеев, музыкальный деятель Н.С. Жиляев, художник Н.В. Шперлинг, драматический актер А.А. Чабров, настоящая фамилия которого - Подгаевский. А у Балтрушайтиса, также снимавшего флигель, гостили художник Н.П. Ульянов и поэт В.И. Иванов.

В 1914 году в имении отдыхали поэты Б.Л. Пастернак, Вячеслав Иванов, Ю.К. Балтрушайтис, художники А.Л. Ржевская, Н.П. Ульянов и его жена А.С. Глаголева-Ульянова. Часто приезжал художник-анималист, навещавший прежде всего свою невесту - Ржевскую А.Н., жившую в Тарусе. В усадьбе было создано немало произведений литературы и искусства.

Запустение Дома Беров

После Великой октябрьской революции земли имения Беров национализировали, и на них в 1920-1930 гг. выращивали помидоры и другие сельхозкультуры для рабочих завода. В усадьбе был организован Дом отдыха наркомата. Также, судя по воспоминаниям петровчан, усадьба в 1920-х была Домом отдыха калужских железнодорожников. В 1929 г. она реорганизуется под школу Фабрично Заводского Ученичества №11(ФЗУ).

Потом ее перепрофилируют под ремесленное училище сельского хозяйства №2, преобразованное в 1963 г. в Алексинское сельское профессионально-техническое училище № 7. В 1992 г. в западном флигеле усадьбы размещалась церковь во имя Казанской иконы Божией Матери Русской Православной Церкви Заграницей. С 2011 г. храм относится к Черногорской Православной Церкви. Восточный флигель и западный корпус в настоящее время используются как жилые дома.

Дом Бера в конце 19-го или начале 20-го века
Дом Бера в конце 19-го или начале 20-го века

В настоящее время, глядя на ветхое, близкое к разрушению строение, трудно разглядеть в нем то величественное архитектурное произведение искусства. Здание пережило три эпохи: барокко, раннего классицизма и неоклассицизма рубежа XIX–XX вв. Прослужило не одно столетие своим, заслуживающим большого уважения, хозяевам.

Дом Беров в настоящее время
Дом Беров в настоящее время

С усадьбой тесно связаны имена людей, известных в русской истории, науке и культуре. Поэтому трудно переоценить ее историко-культурное и мемориальное значение. Но, если в советское время она находилась под охраной, как объект культурного наследия. То в настоящее время, усадьба, хоть и имеет статус “вновь выявленного объекта культурного наследия” местного (муниципального) значения, выглядит просто удручающе.

Понравилась статья? Буду благодарна комментариям и лайкам. Подписывайтесь, чтобы не упустить новые статьи.