Найти тему
Ольга Таволга

Личный стиль в 2020х годах и история моды ХХ века.

Dorothy Sebastian и Anita Page в немом фильме "Наши танцующие дочери" 1928.
Dorothy Sebastian и Anita Page в немом фильме "Наши танцующие дочери" 1928.

Именные хэштеги на моём канале:
#непрошенные советы о от ольги таволги
123 подписчика
Спасибо за доверие.
#история моды от ольги таволги
56 подписчиков
А вот это зря, а вот это непорядок.

Joan Crawford, 1930s Photograph by Everett.
Joan Crawford, 1930s Photograph by Everett.

Дело в том, что в 2020х годах историю моды стоит знать, хотя бы на уровне силуэтов, цветов и основных имён, чтобы знать - что на этот раз цитируют очень остро модные и "никогда-никогда такого не было" тренды.
С первой коллекции Кристиана Диора - та самая, которая для молодой журналистки из Америки была "New Look! - ХХ век цитировал то, что было до него.
А сам Кристиан Диор очень поэтично описывал, как пытался в этих образах восстановить образ своей матери и других женщин из своего детства - с обязательным шуршанием нижних юбок и шлейфом духов.

Иллюстрация Эрте. Скорее всего 1920е, но есть небольшая вероятность более поздних лет творчества.
Иллюстрация Эрте. Скорее всего 1920е, но есть небольшая вероятность более поздних лет творчества.

Из России всё ещё наследующей во многом историческую информированность СССР, а особенно в области дизайна, не очень заметно, но "космические" 1960е отчаянно и не скрывая этого цитировали "ревущие двадцатые" и стиль арт деко.
Прорывы в технологиях способствовали сильному внутреннему родству эпох.
Я узнала об этой рифме двадцатых через сорок лет, когда много лет назад наконец добралась до печатной информации о русском художнике Эрте - пик его славы 1920е, потом он спокойно работал для театров и оформлял виллы и яхты миллионеров, но 1960е "открыли" его заново.
Более того - его третий пик славы - это 1980е, когда он издавал свои "последние прижизненные" издания одно за другим, но к общей радости продолжая жить и творить.
Родился он 23 ноября 1892 года, а умер 21 апреля 1990го, пройдя ХХ век со своими красавицами насквозь.

Женщина отправляет письмо в разрушенном авианалётом Лондоне. 1940. Фото Сecil Beaton.
Женщина отправляет письмо в разрушенном авианалётом Лондоне. 1940. Фото Сecil Beaton.

В 1970х Ив Сен Лоран цитирует 1940е вызывав фурор, восторг, непонимание и восхищение.

Кристиан Диор за работой 1950е.
Кристиан Диор за работой 1950е.
Модель Твигги 1960е.
Модель Твигги 1960е.
Бьянка Джаггер в платье Оззи Кларк 1970е.
Бьянка Джаггер в платье Оззи Кларк 1970е.
Иман для Ив Сен Лоран 1988.
Иман для Ив Сен Лоран 1988.
Линда Евангелиста для Versace 1991.
Линда Евангелиста для Versace 1991.

1980е очень много заимствуют и у 1920х с их скоростями, автомобилями и самолётами, и у военизированных, стиснувших зубы и затянувших пояса 1940х, и у космически-геометрических 1960х, но нужно изучать общемировую модную культуру, чтобы это стало очевидным, советская мода шла немного другим путём - от попытки экономить ткань до попыток "впечатлить Западный мир" одновременно и "прогрессом" и "самобытностью" - очень прихотливая траектория, с не вполне естественными для моды законами.

Вайнона Райдер 1990е.
Вайнона Райдер 1990е.

1990е - это последнее десятилетия одного общего стиля и то уже на грани, субкультуры на основе музыкальных течений разбивают вдребезги бывшее и стилевое и социальное единство.
А стиль всегда отражает социум, постепенно влияя на его отдельные потоки по нисходящей из высших слоёв общества до 1950х годов, или по восходящей из уличной моды начиная с 1960х.
А так же пепел, иногда буквальный на показах японских и бельгийских модельеров - будто бы и правда ХХ век сгорел дотла.

2000е разбиваются на десятки субкультур.
И меня несколько раздражает, когда их моду воспринимают исключительно через самый приметный, эпатажно-эстрадный вариант, хотя и я и написала о нём статью, которая собрала рекордное количество и просмотров, и лайков и возмущённых комментариев.
"Та Самая Ужасная Мода" 2000х.

2010е мир привыкал к разнообразию выбора, к возможности "прийти на работу в офис в деловом костюме и в кроссовках", а "в театр в джинсах".
К размыванию правил и попыткам устанавливать новые.
К естественному прорастанию новых.
И к противоестественному насаждению правил пришедших в этот мир из отдела маркетинга, хотя больше похоже, что напрямую из ада.

В 2020е модный мир, как и весь остальной вошёл в режиме пост-постмодерна - препарирования старых ценностей, если повезёт и приложить усилия - то не только препарирования, но и осознания.
Или метамодерна - для тех, кто лично участвует в создании новой этики и эстетики.

Вайнона Райдер 1990е.
Вайнона Райдер 1990е.

И тут, для того, чтобы в третьем десятилетии XXI века ощущать себя не просто "на стиле", и "в трендах", но ещё и в своём уме и в добром здравии - стоит знать - а какое именно десятилетие цитируют "совершенно точно абсолютно новые модные тенденции".
Какая это эмоция, какие события формировали цитируемое десятилетие.
Пока у человека две руки, две ноги и одна голова - ничего отходящего от этих параметров изобретено не будет по техническим ограничениям.
А учитывая ограничения по гравитации и кислородному балансу всё становится ещё строже.
С эмоциями точно такая же история - люди вынуждены цитировать - отчаяние и лихачество 1920х, тревожность и театральную кинематографичность 1930х, ужас и попытки выжить 1940х, чистую радость мирной жизни 1950х, веру в космос 1960х, веру в свободу, любовь и немного в ЛСД 1970х, мощные и необратимые социальные изменения 1980х.
И конечную точку - очень сложные эмоции признания поражения прежнего мира - три ведущих религии, регулярные войны и патриархат 1990х.

Поэтому теги про стиль и историю у меня отчасти запараллелены технически и совершенно точно нерасторжимы по своей сути.
Если вы не приняли сознательного решения, что всю жизнь носите только один костюм или цитаты только одного десятилетия - пройтись назад по модным улицам и магазинам всего ХХ века - совершенно не лишнее, а необходимое занятие.

Мне нравится случайное или не совсем случайное созвучие фотографий актрисы Джоан Кроуфорд в 1930е и Вайноны Райдер в 1990е.

Joan Crawford in a 1932 photo by George Hurrell.
Joan Crawford in a 1932 photo by George Hurrell.
Вайнона Райдер 1990е.
Вайнона Райдер 1990е.
Джоан Кроуфорд 1930е.
Джоан Кроуфорд 1930е.
Вайнона Райдер 1990е.
Вайнона Райдер 1990е.

Продолжение следует.
Спасибо за прочтение.
Лайк, если статья понравилась или была полезной.