17 февраля 1661 года из Вены выехало в Москву австрийское посольство, которое должно было в качестве посредников способствовать заключению мира между Россией и Польшей, а также склонить Алексея Михайловича к союзу с Австрией против турецкого султана. Посольство возглавлял Августин Мейерберг. Вернувшись в Австрию, он составил донесение о своём путешествии, к его записке были приложены многочисленные рисунки, сделанные кем-то из участников посольства. рисунки изображали виды деревень, сёл и городов, и сделаны были с натуры. Особенно ценным для этого источника является то, что художник был неплохим графиком.
Вот часть рисунков, характеризующих застройку сёл в середине XVII века.
Интересно, что дома, например, в деревне Кляпово (так названа деревня в подписи к рисунку на немецком) крыты тёсом, а не соломой. Окна, видимо, волоковые. На крышах отсутствуют печные трубы - избы топились, очевидно, по-чёрному. И ещё - видимо, в это время плодовые деревья в деревнях не сажали.
В деревне Горки слева стоит, видимо, господский дом в два этажа. Деревня окружена оградой - заплотом, с воротами.
В селе Дубровна художник изобразил развалины каменного храма, а рядом - деревянную церковь. Село Дубровно существует и сейчас. Впервые оно упоминается в берестяной грамоте второй половины XI века.
Город Опоки упоминается в летописи в 1329 году. На рисунке в центре и справа показаны развалины каменной церкви.
Деревня Зайцево существует до сих пор. На рисунке стоит обратить внимание на конструкцию оград, и на сооружения. предназначенные, наверное. для сушки сена.
Село Едрово впервые упоминается в Новгородских писцовых книгах в 1495 году. Оно существует и сейчас, и довольно крупное - 1200 жителей. В селе (а оно находится на тракте Санкт-Петербург - Москва) есть Путевой дворец, выстроенный для Екатерины II.
Это не то село Черкизово, которое давно вошло в состав Москвы. Это Черкизово, которое сейчас входит в Новоподрезково, и тоже уже вошло в состав столицы. Известно с XV века.
Так выглядели русские деревни в середине XVII века. Примерно также выглядели они, надо думать, и в XVI, и в XV веках, жаль только, что никто их тогда не рисовал.