Большинство людей сдаются на пути к своей цели по той причине, зачастую это происходит по причине того что в свое время им никто не сказал: «Я верю в тебя, у тебя все получится!»
Многие родители детей школьного и дошкольного возраста сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе. И естественно родители начинают задаваться вопросами: «Как же сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?», «Как сохранять внутренний стимул ребенка к обучению, получению новых знаний и развитию?», «Как сформировать мотивацию школьника которому скучно учиться?»
Сейчас мы попробуем разобраться, что же такое мотивация, и какие причины ее снижения и потери у школьников, что нужно сделать родителям, чтобы их ребенок хотел учиться и повысил свою успеваемость.
Отсутствие желания получения новых знаний является одной из основных проблем современной педагогики. У одних детей эта мотивация исчезает не успев появиться, у других она утрачивается со временем.
Некоторые из родителей в борьбе с данной проблемой предлагают ставить в пример успешных людей, пугают неприглядной работой, а кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов, тем самым перекладывая с себя ответственность на учебное заведение. Другие же предлагают радикальные способы решения этого вопроса: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, планшетов, телефона, прогулок, общения с друзьями и вкусностей за каждую оценку ниже 4, среди таких родителей встречаются и те, кто прибегает к старым проверенным методам, как ремень.
Оправданность таких методов формирования мотивации к обучению у школьника мы сейчас разбирать не будем. Цель данной статьи предложить всем родителям взглянуть на вопрос мотивации к обучению у школьника с других сторон.
Мотивация с точки зрения науки.
Термин «мотивация» произошел это слово от английского «movere» - «двигать». Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели.
Мотивация к обучению заложена в нас от природы: полученное знание или навык вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в зависимость. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, все равно, справляется с ним, степень ощущения успеха наивысшая. В следствие чего, мотивация к обучению у ребенка становится очень сильной. Но если ожидаемого вознаграждения или похвалы не происходит, либо к ребенку предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.
Мотивация зарождается еще в младенческом возрасте в домашних условиях, родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться.
Многие родители при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к познанию. И в зависимости от стиля воспитания у каждого из способов есть положительные и отрицательные стороны но, самое главное, это стимулирует нас родителей к самосовершенствованию в течение всей жизни.
Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Но большинства семей, имеющих школьников время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родители призывают ребенка сесть за уроки, ребенок же в это время занимается всем чем угодно, кроме требуемого. В результате родители теряют терпение и разгорается скандал. Естественно, по итогу ребенок не получает удовольствия от учебы и находясь по давлением взрослых теряет мотивацию к обучению, потому что у ребенка возникает ассоциация что учеба = каторга. Подобные ситуации происходят во многих семьях, и проблема кроется тут вовсе не в недостатке способностей.
Успехи или не удачи в школе не являются показателем исключительно умственного развития и способностей ребенка. Успеваемость в школе это слагаемое знаний, умений, навыков и желания учиться. Ребенок, который не заинтересован в обучении тяжело получает знания и естественно ему сложно их применить на практике. В результате отсутствие учебной мотивации ведет к неуспеваемости и интеллектуальной пассивности ребенка, что приводит к отклонениям в поведении.
В последнее время мотивация к обучению снижается не только у подростков в связи с переходным возрастом, но и у детей обучающихся в начальной школе.
Так какие же ошибки, приводящие к снижению мотивации у детей допускают родители?
Ошибка родителей №1.
Ошибочное предположение родителей, что ребенок готов к обучению в школе, т.к. много знает для своего возраста. Готовность детского интеллекта не значит психологическая готовность, определяемая умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то что делать необходимо.
Важно развивать у ребенка умение преодолевать себя. Соблюдать установленные правила. Делать не только то что нравится, но и то что необходимо. Данное умение необходимо развивать в дошкольном возрасте.
Ошибка родителей №2.
Родители отдают ребенка в школу раньше чем положено. Часто родители не берут во внимание биологическое созревание своего ребенка. Не стоит отдавать в школу ребенка не созревшего биологически, т.к. у него может быть не сформирована рука.
Проверить готовность руки к школе можно следующим образом: попросить ребенка ставить в точки в клеточки. В норме
ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не готова к письму.
Биологическая неготовность ребенка к школе ведет как правило к тяжелой школьной адаптации, в следствии чего возникает неприязнь к школе.
Ошибка родителей №3.
Ребенок не посещает детский сад, либо другое учреждение где идет постоянный контакт со сверстниками. Отсутствие такого контакта ведет к отсутствию формирования поведения, требующего соблюдение правил, принятия чужого мнения, и в целом навыка нахождения в коллективе.
Ошибка родителей №4.
Признаки неблагополучия в семье отрицательно влияют на формирование учебной мотивации так как ребенок привыкает к высокому отрицательно окрашенному эмоциональному накалу и у него просто не хватает энергии на отреагирование проблем связанных с учебой и отметками.
Ошибка родителей №5.
Отсутствие режима в жизни ребенка негативно влияет на учебную мотивацию. Если же ребенок организован помимо школы в какой либо внеучебной деятельности, несмотря на нагрузку более мотивирован на учебу.
Ошибка родителей №6.
Отсутствие единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей)
Ошибка родителей №7.
Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.
Ошибка родителей №8.
Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.)
Ошибка родителей №9.
Проецирование своих ожиданий на ребенка путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр. Зачастую эта ошибка не осознается родителями.
Ошибка родителей №10.
Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.
Осознание родителями своих ошибок своевременно помогает сохранить учебную мотивацию детей и способствует их благополучному развитию.