В России беспилотникам не удастся избежать бюрократии. В нашей стране полным ходом идёт разработка соответствующих административных норм и правил для таких авто, и здесь мы оказались на пике прогресса.
Газета «Коммерсантъ» ознакомилась с ещё не опубликованным проектом документа под названием «Комплекс мероприятий по тестированию и поэтапному вводу в эксплуатацию на дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) без присутствия инженера-испытателя в салоне». Как сообщили источники издания в Минтрансе России, документ уже утверждён первым вице-премьером Андреем Белоусовым. Он дополняет ранее выпущенное постановление правительства №1415, согласно которому с 2019 по 2022 годы в ряде регионов России проводятся испытания беспилотных автомобилей с контролирующим инженером за рулем.
Беспилотники без пилотов
Эксперимент будет происходить следующим образом. Во втором квартале этого года в отдельных регионах создадут условия для по-настоящему беспилотного тестирования, то есть без инженера-контролера за рулем. Скорее всего, это произойдет в Москве, Санкт-Петербурге и Татарстане, где эксперимент продолжается дольше всего. Кроме того, общие сроки действия постановления №1415 продлятся и после 2022 года.
Наконец, самая интересная часть — до конца 2021 года правительство должно разработать федеральный закон, регламентирующий государственную «политику в сфере высокоавтоматизированных и инновационных транспортных средств». Этот документ уже установит требования к перевозке людей и грузов на ВАТС.
ОСАГО
В федеральном законе будет утверждено обязательное наличие полиса ОСАГО, а также периодичность прохождения технического осмотра для таких машин. В общем, юридически их сделают отдельным видом полноправных участников дорожного движения.
ПДД
Следующим этапом станет формулирование поправок в ПДД на основе этого закона, поскольку в действующей редакции никакие #беспилотники не упоминаются. Вместе с тем потребуется внести поправки и в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Причем как специфичные для самостоятельно передвигающихся автомобилей (например — ответственность за их неправильную эксплуатацию), так и регламентирующие, уже понятные в случае в обычными машинами моменты.
Ответственность за ДТП
В последнем случае российские законотворцы вступают на сложный путь далеко не в гордом одиночестве — подобные вопросы заставляют ломать головы политикам по всему миру. Им предстоит разобрать и юридически однозначно объяснить, кто будет нести ответственность в случае ДТП с беспилотником, если оно произошло по его вине. В настоящий момент отвечать будет присутствующий за рулем человек даже если авария случилась по вине программного обеспечения автономной машины.
Техосмотр
Отдельно авторам закона потребуется подробно описать все нюансы #техосмотра ВАТС и регламент аккредитации организаций, допущенных к его проведению.
Штрафы
Способы взыскания ответственности также необходимо продумать — должны ли штрафы для беспилотников отличаться от таковых для людей и кому их придется выплачивать.
Роботы или люди?
Несмотря на очевидную необходимость подобных законодательных инициатив, у проекта есть и критики. Например, председатель совета директоров группы компаний «Техностайл» Раппа Ахъядов считает, что в существующей сейчас бюрократии накопилось невероятно много проблем для водителей-людей и лучше подумать сначала о них, а не о роботах.
Скептично настроен и координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов — он отметил, что разработчики закона не учли судьбу водителей, которых заменят беспилотники. Кроме того, эксперимент по их тестированию на дорогах общего пользования ещё далек от завершения, и прежде чем принимать какие-то юридические решения, лучше дождаться сбора и анализа всех данных.
Если насчет судьбы работников-водителей можно особо пока не беспокоиться — все-таки повальная замена людей роботами будет проходить не за один год и не во всех отраслях, — то о неразберихе в существующем законодательстве забыть трудно. Чего стоит только хаос, спровоцированный реформой техосмотра, которая вместо решения насущных проблем только добавила новых.
Фото: carstyling.ru, teletype.in.
Это полезно знать: Техосмотр-2021: неисправности, с которыми вы точно его не пройдёте.