Мне впервые пришлось столкнуться с творчеством Александра Роу еще в детстве. В памяти до сих пор всплывают кадры из таких волшебных сказок, как «Василиса Прекрасная», «Морозко», «Королевство кривых зеркал», «Кащей Бессмертный» и т.д. Однако я никогда не задумывалась над тем, кто же стоит за камерой и воплощает в жизнь столь любимый детьми волшебный мир сказки.
И так, приоткроем занавес и посмотрим, кто же всё-таки тот волшебник, сделавший сказку былью…
А зовут этого Гудвина, как ни странно, совсем не Гудвин, а Роу Александр Артурович. Место рождения будущего сказочника доподлинно не известно. Одни считают, что он родился в Москве, другие думают, что в Сергиевом Посаде, а третьи убеждены, что родиной его является старинный город Юрьевец. Дата рождения, наоборот, не вызывает никаких споров.
Александр Роу родился 8 марта 1906 года, или же 23 февраля по старому стилю. Интересной предстает информация о происхождении Александра. Человек, посвятивший всю свою жизнь русским народным сказкам, русскому фольклору, русским, в общем-то, не являлся. Действительно, отец Александра – Артур Говард Роу – ирландец, а мать – гречанка по происхождению. Однако сам Александр вырос в России, и был воспитан в русских народных традициях. Как признается сам режиссер, в детстве он очень любил слушать волшебные истории. Он буквально переносился в мир чудес и фантазий. Видимо, интерес к русскому фольклору и определил его дальнейшую судьбу.
Однако детство Александра проходило не самым чудесным образом. Можно сказать, что его детство прошло без отца, так как Артур Говард Роу сбежал на родину в Ирландию во время первой мировой войны, бросив семью в России без средств к существованию. И Александру с детских лет пришлось не только ухаживать за больной матерью, но и самостоятельно зарабатывать деньги. Юноша начал торговать спичками, которыми его снабжали ремесленники-кустари. К одиннадцати годам он уже закончил семилетку, и у него было достаточно денег, чтобы продолжать образование. Александр послушался совета матери и поступил в промышленно-экономический техникум. Но тяга к искусству давала о себе знать, и уже с 1921 года Роу начинает выступать в агитационном театре «Синяя блуза», показывавшем маленькие пьесы о советской власти. В театре творческая жизнь буквально била ключом: актеры выступали на улицах, сочиняли веселые стихи, импровизировали и перевоплощались в разных героев. Театральное искусство настолько увлекло будущего киносказочника, что он решил продолжить актерское образование сначала в киношколе Б.В. Чайковского, а затем в Драматическом техникуме имени Ермоловой.
Некоторое время Роу работает ассистентом режиссера на киностудии «Межрабпомфильм», которая позже преобразуется в «Союздетфильм». И именно в киностудии «Союздетфильм» Александр становится самостоятельным режиссером и начинает творческую деятельность по созданию фильмов-сказок.
Стоит также отметить, что никто из режиссеров до него не решался снимать волшебное кино: все сказки либо создавались с помощью кукольной мультипликации, либо рисовались. Именно Александра Роу первый позволил реальным людям изображать сказочных героев.
Дебютом режиссера стал фильм «По щучьему веленью». Роу признается, что он слишком долго готовился к съемкам и, когда всё было готово, зима взяла да и закончилась – снег растаял. Но и тут режиссер не растерялся и нашел выход: вписал в сценарий фразу «Обернись, зима лютая, летом красным!».
Александр Роу всегда отличался виртуозностью в создании своих фильмов. Во время съемок «Василисы Прекрасной» понадобился огромный Змей Горыныч. И его таки сделали длиной одиннадцать, а высотой пять метров. Более того, туда вмещалось аж 20 человек, которые, собственно, и управляли этой «зверюгой». Видимо, Горыныч получился настолько «великим и ужасным», что богатырская лошадь Иванушки просто боялась к нему приблизиться…
И вспомним, конечно же, избушку на курьих ножках из сказки «Морозко». Оказывается, передвигающиеся апартаменты Бабы-Яги приводились в движение с помощью специальных рычагов, находившихся внутри избушки. А «живые пеньки»? Это тоже одно из чудес волшебника Роу. Только в сказках Александр Роу ведра оживают и бегут самостоятельно домой, а печь рассекает средь лесных массивов, как легковушка на дорогах. Секрет всех этих чудес состоит только в одном волшебном методе, который называется просто – обратная съемка.
Роу всегда был очень избирательным в плане подбора актеров. У него имелся свой постоянный актерский состав, а к новичкам Роу относился довольно подозрительно. Многих актеров он находил совершенно случайно. Например, актрису Наталью Седых, сыгравшую роль Настеньки в сказке «Морозко», он нашел на стадионе. Режиссеру было достаточно увидеть «Умирающего лебедя» Наташи, чтобы окончательно убедиться в том, кто ему нужен на лавную роль. Алексей Катышев вообще был техником звукозаписи на киностудии и даже не метил в актеры, однако Александр Роу, встретив его в коридоре, заявил о его «великолепных глазах, которые явно созданы для сказки». Вот так Алексей и очутился на съемочной площадке. А самая знаменитая Бабка Ёжка – Георгий Милляр – буквально выпрашивала себе роль лесной бабули. Ее усилия не были напрасными: Роу был настолько поражен игрой Милляра, что ни одна сказка не обходилась без веселой лесной бабули. Более того, Милляр иногда получал несколько ролей сразу.
Но даже имея постоянный набор актеров, Александр не особо их щадил. Роу никогда не объяснял актерам, как надо играть и что нужно делать на съемочной площадке. Он просто говорил: «Вы все должны знать лучше меня, вы же получали актёрское образование» . Снимая «Василису Прекрасную» в жарком павильоне Бабе Яге пришлось двадцать пять дублей подряд скатываться по желобу из печки. А Инну Чурикову, игравшую роль Марфушеньки в сказке «Морозко», заставляли грызть луковицу, вместо яблока. На Наталью Седых тоже выпала нелегкая доля: сначала она мерзла под заснеженной ёлкой, а потом была вынуждена прыгать в пруд с пиявками.
Лучшей работой Александра Роу считается фильм «Морозко». Именно этот сказочный фильм покорил зрителей многих стран и получил приз «Лев Сан-Марко» на Венецианском кинофестивале. Все полюбили, а американцы осудили. В 1998 году фильм «Морозко» показали в рамках американского телешоу Mystery Science Theater 3000, где просто-напросто юмористы-телеведущие вывернули фильм наизнанку, исказив первоначальный смысл.
С выходом в 1944 году фильма «Кощей Бессмертный» режиссера отлучили от съемок почти на десять лет, так как считали, что людям сейчас не до «легкомысленного жанра». Хотя мне кажется, что сказка это вовсе не «легкомысленный жанр». «Сказка вымысел, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Тот самый «урок», который так необходим всему человечеству и который Александр Роу смог донести своим творчеством до людей. Стивен Спилберг отзывался о творчестве российского сказочника следующими словами: «Сказки Роу – самостоятельное культурное явление, которое никому повторить не удалось!»
Действительно, не удалось. Роу сделал огромный вклад в развитие российской киноиндустрии. Его фильмы-сказки наполнены необычными героями, музыкой, чудесами… Сам режиссер считает, что "народная сказка сильна именно своей верой в чудеса, правдивостью человеческих взаимоотношений и в сказке всегда добро побеждает зло". Роу считал, что человек в душе всегда остается ребенком. Да и в самом режиссере до конца жизни присутствовала доброта и наивность маленького ребенка. Был даже случай, когда он попросил художника в прихожей его квартиры нарисовать лес, солнышко, грибочки. Истинная душа сказочного волшебника…
Стоит также сказать, что Александр Роу был человеком, полностью отдавшим свою жизнь искусству. Семейная жизнь у него так и не сложилась. У него не было ни жены, ни детей. Скончался Александр Роу 28 декабря 1973 года в Москве.
Текст: Борисова Дина
Фото: свободные источники