Найти тему

Метель на клавишах рояля

Старый трамвай с грохотом едет по рельсам. Колеса мерно стучат, наводя сонливость. В вагоне осталось четверо: я, маленькая сгорбленная старушка на переднем сиденье и двое мужчин, тоже в начале вагона.


Я стою на задней площадке, привалившись к холодному поручню. За грязным стеклом мелькают тусклые фонари, голые деревья, сугробы, машины с раздраженными водителями. Покрепче перехватив сумку с нотами, снимаю шапку. Батареи в трамвае слабенькие, но и их хватило для того, чтобы согреться в течении часа дороги. Мы с подругой расстались на одной из остановок, я с сожалением помахала ей рукой в пуховой варежке и продолжила путь в одиночестве.


Мысли в моей голове лишь о том, чтобы поскорее добраться до дома. На улице начинается метель, а на этом трамвае я проеду только половину пути. На конечной остановке мне нужно будет дождаться другой и пересесть.


Чтобы скоротать время, я начинаю пропевать про себя гаммы от «до». Тон-полутон, хроматическую, затем – лады народной музыки. Сдув длинную челку с глаз, наматываю каштановую косу на руку и сую её в капюшон, чтобы не болталась, шапку кладу между ручками сумки - боюсь случайно выронить.


За спиной со скрипом отъезжает в сторону трамвайная дверь, кто-то входит и останавливается возле меня. Я не обращаю внимания на вошедшего до тех пор, пока не чувствую, что он слишком близко.


Удивилась. Вагон пустой. До конечной остановки оставалось ехать совсем недолго, и скопления народа уже не было. Зачем нужно было подходить ко мне вплотную?


Я оборачиваюсь как раз в тот момент, когда незнакомец уже шагнул ко мне навстречу, еще больше сократив расстояние между нами. Я была вынуждена сделать шаг назад, в тесный угол трамвая между поручнем и окном.


Мой взгляд зацепляется за светлую куртку, зеленую шапку, из-под которой сосульками висят светлые немытые волосы, и останавливается на лице. Точнее, на улыбке. Та улыбка запомнилась мне надолго, не уверена, что смогу когда-либо её забыть.


Тонкие, розовые, блестящие от слюны губы, будто он их только что облизал, растянуты широко, за ними видны желтоватые зубы. Лицо у незнакомца вытянутое, узкое, глаза близко располагаются друг к другу и имеют неопределённый цвет.


Не говоря ни слова, только улыбаясь, он медленно снимает черные перчатки и кладет одну руку справа от меня на стекло, а другую – слева, на поручень, возле самой моей ладони.


Мне кажется, что его взгляд меня гипнотизирует, потому что я не могу выговорить ни слова, не могу сдвинуться с места, чтобы отстраниться, не могу поднять руку, чтобы его оттолкнуть. Я только смотрю на его розовые губы и в бесцветные глаза, пока не чувствую прикосновение к своим пальцам.


Он медленно, едва прикасаясь, гладит мои бледные, вцепившиеся в поручень пальцы своими.


Я быстро отдергиваю руку и скороговоркой проговариваю:


- Что вы делаете? Отойдите от меня!


Но незнакомец будто не слышит. Он стоит, улыбается, и страшнее всего это полное молчание, которое он хранит.


Трамвай останавливается. Один мужчина покидает вагон. Ехать остаётся две остановки.


Я с силой отталкиваю его руку, которая опиралась пальцами на оконное стекло, и отхожу к средней двери. Незнакомец тут же следует за мной.
Стараясь сохранять спокойствие, я дожидаюсь, пока откроется дверь, и потом медленно начинаю спускаться со ступеней к выходу, но мешкаю в последнюю секунду. Незнакомец выходит вперед меня и ждет, когда я спущусь, словно мы старые друзья. Вот только я спускаться не собираюсь, а напротив, делаю шаг назад, обратно в вагон, и дверь закрывается.


В вечерних зимних сумерках я четко вижу, как его на миг изумленное лицо снова расплывается в улыбке. Только теперь она приобрела немного другой оттенок, будто мы начали какую-то игру, и её правила были ему по душе.


Но трамвай набирает скорость и уже уносит меня от этого странного человека в сторону конечной остановки. Его фигура едва успевает скрыться во тьме вечера, как трамвай едет медленнее и внезапно вовсе останавливается.


- Впереди стоят вагоны, - сообщает вагоновожатый.


Через окно я с ужасом вижу, как издалека по протоптанной в снегу тропинке идет этот человек. Мне даже чудится улыбка на его лице. Отвратительная, влажная, бледно-розовая.


Выскочив на улицу, я бегу по узкой дорожке между двумя огромными сугробами. Старушка недоуменно вскрикивает мне вслед, когда я ловко огибаю её по глубокому снегу и слегка задеваю сумкой.


Чувствуя, что в сапогах стало холодно, я покрепче перехватываю сумку. Метель хлещет по щекам, слизывает намокающие под сырым снегом волосы, но это не важно. Важно то, что где-то за моей спиной идет человек с пугающей улыбкой, и, кроме страха, я больше ничего не ощущаю.
Мне совершенно не хочется оставаться с ним вдвоем посреди высоких сугробов в секторе частных жилых домов, поэтому что есть духу я пускаюсь бежать по темной улице, мимо темных вагонов, оскальзываясь  и спотыкаясь, на конечную остановку, где светят фонари.


Конечная представляет собой промежуток между двумя трамвайными кольцами. Один маршрут завершал свой путь, а другой – начинал именно здесь. Между ними находится ветхое здание трамвайной диспетчерской, где всегда есть люди.


Уже подбегая к закольцованным рельсам, я быстро оглядываюсь назад. Незнакомца не вижу, мне только чудится светлое пятно его куртки вдалеке. Перескакиваю сугроб и кидаюсь в лужу желтого света фонаря, всю в мошках мокрого снега.


В легких пожар, в боку нестерпимо колет, я сгибаюсь пополам, опираюсь ладонями о свои колени и пыталась отдышаться, то и дело оглядываюсь. Впереди, закрыв скрежещущие двери, трогается трамвай, на который я не успеваю.


Часы на моем запястье показывают девять, всех людей с остановки забрал трамвай, я снова остаюсь одна, но теперь хотя бы улица освещена.
Я возвращаюсь к диспетчерской, откуда доносятся голоса. Дверь слегка приоткрыта, в теплый светлый коридор метель загнала немного снега. Еще раз оглядев пустую улицу, я вхожу в коридор, прячусь от метели и прислушиваюсь.


Зимой по вечерам трамваи ходят плохо, я обычно возвращаюсь не так поздно, но сегодня был свободен концертный зал, и мне хотелось позаниматься на фортепиано. Предстоящий конкурс забирал все мои силы, и любой час за инструментом был для меня ценен.


Никакие звуки, кроме слабого завывания ветра, с улицы не доносятся. Ни скрипучих шагов, ни отдаленного стука колес. Стоя в светлом коридоре диспетчерской, я могу немного отдышаться. В голову закрадываются сомнения.


Вдруг незнакомец и не пытался меня преследовать, а просто хотел познакомиться? Как я, должно быть, нелепо выглядела, когда пустилась бежать по сугробам, придумав себе невесть что.


Выдыхаю, привычным движением наматываю на руку длинную мокрую косу и снова сую её в капюшон. Убираю с лица налипшие волосы, опускаю взгляд на сумку и не нахожу шапки. Наверное, выронила, пока бежала.
Потом собираюсь с мыслями, берусь за ручку двери холодными пальцами, чтобы выйти на улицу, но внезапно отдергиваю руку, словно от огня.
В черном прямоугольнике дверного проема, совсем близко от меня мелькает светлая куртка. Незнакомец проходит мимо двери в диспетчерскую, словно призрак, бесшумно и страшно. Я вжимаюсь в стену, и изнури поднимается обжигающая волна страха и отвращения. Он меня увидеть не успел, остановился под фонарем возле рельсов. Я быстро оглядываю улицу, как на зло никого вокруг нет.


- Ты что здесь делаешь?


Подскакиваю.


Позади меня, подбоченившись, стоит пожилая дама в ярко-оранжевом жилете поверх серой телогрейки. В руках она держит какие-то бумаги с печатями.


- Чего встала здесь, спрашиваю? – кричит она, - нельзя сюда заходить.
- Я… жду трамвай…


- Вот и жди на улице, на остановке. Много вас тут таких ходит, смотри сколько грязи нанесла!


Я делаю шаг назад под напором визгливой старухи, и оказываюсь снаружи. Краем глаза вижу, как на звук голосов оборачивается незнакомец. Он не подходит, ждет, масляно улыбаясь, пока старуха просеменит по узкой снежной тропинке к трамваю и проберется в кабину вагоновожатого.


В панике я пячусь обратно к двери диспетчерской и упираюсь в неё спиной. Мне кажется, если я повернусь, чтобы открыть дверь, этот человек меня схватит и утащит куда-нибудь в посадки по ту сторону дороги. А там уже нет ни фонарей, ни людей, ничего, кроме пустыря. Я боюсь выпускать его из виду.


 А потом сквозь бушующую метель внезапно вижу еще один силуэт, движущийся в сторону диспетчерской.


Молодой высокий парень, лет двадцати, в длинном черном пальто, бодрым шагом пересекает дорогу, взбирается на небольшое возвышение из утоптанного снега, перешагивает рельсы и вот он уже на остановке. Парень останавливается прямо возле незнакомца, который окидывает его взглядом и вдруг направляется прямо ко мне.


Не медля ни секунды, я двигаюсь ему навстречу. Чуть не столкнувшись с его плечом, подхожу к парню в пальто и встаю рядом так близко, как могу. Незнакомец тормозит в нескольких шагах от нас и внимательно наблюдает. Я стараюсь не смотреть в его сторону и так же не смотреть на парня, который косится на меня с удивлением, а потом оборачивается, чтобы взглянуть назад.


У меня на глаза наворачиваются слезы. Мне страшно, я понятия не имею, что мне делать, если незнакомец сейчас не уйдет. Я спиной ощущаю, как он смотрит и улыбается своими отвратительными губами.


Трамвай все не приезжает. Мы стоим некоторое время молча, а потом парень вдруг громко произносит:


- Что-то ты долго сегодня. Я замерз тебя ждать.


Я застываю в замешательстве, поднимаю на него огромные от страха глаза. Он смотрит в упор и слегка приподнимает брови, ожидая ответа.


- Я… занималась в концертном зале сегодня. Рояль бывает свободен очень редко. Прости… что не предупредила.


Он улыбается неожиданно открыто и берет меня за руку.


- Не замерзла?


Я мотаю головой. Моя ладонь в пуховой варежке так и остается в его руке. Он оборачивается еще раз, кидает взгляд на незнакомца, а потом делает шаг в сторону, ко мне, чтобы я оказалась совсем близко, чуть ли не у него подмышкой.


- Как прошел день?


- Хорошо, - во рту сухо, у меня перехватило дыхание, - сегодня… у нас был очень интересный урок по музыкальной литературе. Была встреча с современным композитором, он рассказывал нам о своем творчестве.


- О, - заинтересованно говорит парень, - должно быть это здорово.


- Да, - мой голос, наверно, совсем не слышен из-за метели.


Из-за домов показывается свет, и раздаётся грохот приближающегося трамвая. У меня вырывается вздох облегчения, когда я вижу, как красный вагон подъезжает к остановке.


Дверь открывается, выпустив из светлого нутра трамвая сонного водителя. Парень пропускает меня вперед, и я на негнущихся ногах поднимаюсь по короткой лестнице в вагон.


- Садись. – Парень опускается на сиденье рядом.


Я сажусь возле окна и бросаю взгляд на улицу.


На остановке под фонарем все еще стоит незнакомец. Он больше не улыбается. Через мгновение этот человек разворачивается и, сгорбившись, идёт в другую сторону от диспетчерской и от меня.
Я опускаю голову, шмыгаю носом, а потом вижу, как на колени капают теплые слезы. Руки в варежках дрожат, и я сжимаю их в кулаки. Парень слегка наклоняется вперед, чтобы увидеть мое лицо, и я встречаюсь с ним глазами.


У него очень темные глаза, почти как его пальто – чернее ночи.


- Этот козел приставал к тебе? – спрашивает он мягко.


Я киваю несколько раз.


- Я так и понял. Не беспокойся, он ушел. Я провожу тебя, где ты живешь?


Несколько глубоких вздохов позволяют слегка успокоиться. Я отвечаю через мгновение:


- Через две остановки, на Октябрьской.


Парень ободряюще треплет меня по плечу.


Всю дорогу, пока мы едем в покачивающемся на рельсах, пустом трамвае, он больше ничего не говорит. Я обращаю внимание на то, какие у него большие ладони, и какие они бледные. На левой руке из-под рукава виднеются серебристые часы, в руках он держит черную шапку, всю усыпанную мелкими каплями от растаявших снежинок. Волосы у него тоже черные, коротко стриженные, аккуратно уложенные.


Когда мы выходим и направляемся к моему дому, я тихо выговариваю:


- Спасибо.


Он в ответ широко улыбается. Улыбка скрашивает весь его строгий и слегка мрачный вид, делает лицо привлекательным и светлым.


- Брось. Так значит ты – пианистка.


Я робко улыбаюсь.


- Да. Учусь в консерватории.


- И как, нравится?


- Очень. Музыка – вся моя жизнь.


До этого он бросал на меня короткие взгляды, просто, чтобы не быть невежливым. Теперь смотрит чуть дольше, слегка заинтересованно.


- А концерт когда?


- Это… не концерт – конкурс. Но на нем тоже будут зрители.


- Так когда?


- Через две недели.


Он ничего не отвечает, только кивает.


До моего дома мы доходим в молчании. Парень заводит меня в подъезд и ждет, пока я войду в лифт.


- Ну, пока, - говорит он. - Как тебя зовут хоть?


Сквозь закрывающиеся двери лифта я успеваю крикнуть:


- Рита.


***


Руки дрожат так, что мне пришлось сжать ладони в кулаки. По спине пробегает противный озноб. Стараюсь дышать спокойно и глубоко, но волнение сбивает дыхание.


На темный пол коридора падает узкая полоска света. Она слегка касается носков моих туфель. Стоя за занавесом у самого края сцены, я слышу, как ведущий объявляет меня и называет произведения, которые будут исполняться.


Я медленно выхожу в свет софитов, к черному роялю. Кажется, что пол качается под ногами, сердце колотится так сильно, что того и гляди выскочит из груди. Останавливаюсь перед банкеткой, бросаю взгляд в зал и замираю.


В первом ряду прямо по центру сидит жюри, а за ними я вижу знакомое лицо. Парень, который спас меня, улыбается. Увидел, что я его узнала. Слушателей в зале немного, но мне кажется, я бы увидела его и в толпе.
Коротко кланяюсь, сажусь за рояль и остается только музыка…
Двумя часами позже, когда я выхожу из консерватории, кутаясь в шарф от пронизывающего зимнего ветра, он подходит ко мне.


- Привет. Это седьмой концерт в консерватории, который я посетил. – Говорит он с усмешкой.


Я улыбаюсь.


- Да, конкурс перенесли. Он должен был пройти неделей раньше.


- Что ж, зато я культурно обогатился на год вперед.


Взгляд его черных глаз скользит по моему лицу, и сердце наполняется теплом. Странно… Почему?


- Ты здорово играла. Мне больше всего понравилась последняя вещь. Кто это был, напомни?


- Шопен. Революционный этюд.


- Словно метель на клавишах рояля...


Моя рука сама собой оказывается у него в ладони. Я отмечаю легкий румянец на его щеках и длинные ресницы. На них уснул снег.


- Ты не сказал, как тебя зовут, – напоминаю.


Он тянет меня в оживленную, пеструю, мерцающую, украшенную к новому году улицу, не в сторону автобусной остановки, а от неё.


- Леша.


И мы идем, медленно, мешая под ногами талый снег.