Найти в Дзене

Пройдя все испытания

Лидия Ивановна с ранних лет прикована к инвалидной коляске из-за страшной аварии в детстве. Она считает, что в ее жизни почти не было любви, радости и эмоций. Главным другом и помощником она с гордостью называет старшего брата Николая Ивановича. Он прошел через войну и множество сложнейших испытаний, поэтому Лидия хотела бы рассказать историю жизни человека, который был ей очень дорог.

Это был декабрь 1940 года. Коля, как ласково его называет рассказчица, был призван на Дальний Восток, прошел курсы пулеметчиков, после начала войны вместе с 93-м стрелковым полком был направлен в Москву, где в феврале 1942-го получил ранение в руку, но не оставил свою пулеметную позицию и продолжил бой, пока не потерял сознание. Восстановившись в госпитале, он вернулся на передовую вместе со своим другом Петром. В течение двух месяцев они направлялись к станции назначения в вагонах-теплушках, даже не зная, куда конкретно едут. К удивлению друзей, эшелон прибыл на станцию Бекетовка, которая находилась в их родных краях, ведь они оба были из поселка Капустин-Яр, что примерно в ста километрах от Сталинграда.

К сожалению, спустя некоторое время Коля был ранен во второй раз. В районе реки Царица осколок мины отлетел в его правую лопатку. Друг Петр доставил истекающего кровью солдата в медико-санитарный батальон, хотя сам тоже был ранен. В Сталинграде в это время начались тяжелейшие бои за город. Лежать было некогда, поэтому друзья приняли решение сбежать, не завершив лечение. Изначально они хотели вернуться в свою часть, но судьба распорядилась иначе, и Николай с другом оказались в 67-ом гвардейский полку, который защищал практически полностью разрушенный немецкой авиацией завод «Красный Октябрь». Ожесточенные бои шли за каждую улицу и каждый дом.

В архивах Лидии Ивановны остались воспоминания Николая о самом жестоком бое за оборону Сталинграда, где он возглавлял пулеметный расчет: «Это было в конце ноября 1942 года, на наше пулеметное гнездо было брошено две роты фашистов. Мы с Петром отстреливались до последнего патрона, а потом наш расчет накрыло минами. После прямого попадания мины в наш окоп мне оторвало правую голень, а моего друга ранило в руку и оторвало левую стопу». К сожалению, больше из воспоминаний ничего не сохранилось.

Очнувшись после взрыва, они наскоро перевязали себя и поползли в сторону Волги, так как под крутыми откосами реки находились медицинские палатки. После лечения, уже на рассвете их погрузили на баржу, чтобы перевезти на другой берег Волги, но в нее угодила бомба. Никто не успел ничего понять, как баржа затонула. Николай, привязавшись бинтами к бревну и ухватив друга, сумел доплыть до берега по ледяной ноябрьской воде. Чуть позже их подобрали ехавшие на санях санитары.

Герои оказались в эвакуационном госпитале поселка Капустин-Яр. В результате гангрены Николаю ампутировали левую ногу по колено. Судьба не осталась в долгу, ведь именно в этом госпитале Николай Иванович встретил Ольгу, работавшую там медсестрой. Через несколько лет они поженились, а СССР одержал победу в войне.

Реснянский Данила, 181-021