Теория сильного искусственного интеллекта предполагает, что роботы смогут осознавать себя в качестве отдельной от человека личности. Пока всерьез говорить об этом рано, но уже сейчас среди списка профессий будущего есть адвокат по робоэтике. В случае успеха, когда самосознание роботов станет фактом, эти люди будут заниматься правовыми вопросами в области человек – робот, робот – человек.
Права людей и животных
Всеобщая декларация прав человека гласит: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства" (Статья 1), "Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность" (Статья 3), "Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности" (Статья 6).
Каждый человек имеет право. Но в мире человека права не только нарушаются, но и преступно попираются. Несмотря на то, что животные были рядом с нами всегда, только в XXI веке их официально наделяют правами. В 2008 парламент Испании признал права человекообразных обезьян на жизнь и свободу, запретил использовать обезьян в цирках. Стоп. А как же традиционная испанская коррида, где другие животные подвергаются смерти на потеху публике?
Где есть права – существуют и обязанности
Человек не только имеет собственные права, но еще обязан соблюдать право в широком смысле его применения. У животных нет обязанностей. "Обязанности" пса по охране дворовой территории или кота в деле ловли мышей не являются фактическими, нигде не закреплены, а проистекают от природы животного. Никто не может обязать Барсика ловить мышей, а тем более призвать к ответственности за неисполнение. Но животное не обладают самосознанием в том смысле, в котором мы применяем этот термин к роботам. Когда мы говорим о самосознании робота – мы имеем ввиду способность осознавать свои действия, мотивации, способность к эмпатии – сопереживанию и собственной воле. По сути полагается, что будущий искусственный интеллект, носителями которого станут отдельные роботы, будет похож на человека больше, чем шимпанзе. В таком случае роботы будут думать и чувствовать подобно человеку – их эмоции будут некой программной тенью мозговой активности Человека разумного. Естественно, такой порядок вещей повлечет за собой обязанности у роботов. Пока это лишь философия, но появление Всеобщей декларации прав человекообразных роботов вполне возможно. В таком случае роботы станут не только носителями прав, но и субъектами уголовного права. А призвание будущей робоэтики –предвидеть опасность, которую роботы могут создавать для человека. Но в то же время защитить самосознание робота как отдельного от человека организма. Земле не нужен сценарий тирании роботов из известного фильма "Терминатор". Но в равной степени не нужен и сценарий Освенцима, где Человек разумный станет штандартенфюрером СС.