Я давно намеревалась написать об известных мне экранизациях российского женского чтива, которые собрали хоть какую-то аудиторию. Почти все из тех авторов, о которых я здесь пишу, имеют в активе экранные воплощения своих фантазий, однако чаще всего они весьма отдаляются от первоисточника. Скорее всего контракты автора с издательством лишают его возможности влиять на последующую экранизацию и все отдается на откуп тем, кто ею займется. Результат иногда приводит в ужас не только зрителей, но и писателя, и впору вспомнить анекдот: «Какая книга лучше? - Любая!»
Единственным обратным случаем на моей памяти, когда сериал вышел значительно лучше книги, пока остается «И все-таки я люблю...» Сергея Гинзбурга, о котором я уже не раз упоминала. А вот другие образцы откровенно удручают, из-за слабой режиссуры, никакой актерской игры и особенно — необъяснимого стремления сценаристов максимально отдалиться от источника. Это выглядит очень некрасиво: по сути они могли бы просто воплотить новый, автономный сюжет, но дельцам понятно, что он привлечет несравненно меньше внимания без ссылки на литературный брэнд.
И типичный пример такой поделки — сериал «Взгляд из вечности» по мотивам уже неоднократно упомянутой здесь трилогии Александры Марининой. «Реконструкция», вышедшая на экраны в 2014 году, принадлежит Александру Хвану и Галине Слуцки. Строго говоря, название стоило бы изменить: Ворона, Камня, Змея и Ветра в сериале, естественно, нет, а без них это выражение теряет всякий смысл. Но авторы не ограничились этим, и сохранив фантомную связь с Марининой, перекроили сюжет до неузнаваемости.
Оговорюсь сразу: книга, безусловно, не гениальна, и мнения о ней могут быть диаметрально противоположными. Но те изменения, которые внесены в сериал, не обусловлены вообще ничем, они выглядят чьей-то откровенной «хотелкой». Единственным стержнем сюжета, взятым из книги, является зацикленность главной героини, Любы Романовой, на своем муже Родиславе, ради которого она всю жизнь идет на самые дикие и безумные жертвы.
Однако измененный финал нивелирует весь драматизм и психологическую достоверность истории. Авторы решили не мудрствовать лукаво и «наказать зло», сведя сложное переплетение людских пороков и слабостей к черно-белой сказке. При этом психологические проблемы главной героини, которые были очевидны с самого начала, рассосались, должно быть, как-то сами собой.
И так в этом сериале все: что ни нововведение, то отчаянное «зачем?» Почему из сюжета поспешно убрали отца Любы, который в книге был одним из ключевых персонажей, и оставили невнятную мать? Почему ее сестра Тамара показана равнодушной эгоисткой, забывшей о матери, а ее муж Григорий здесь гораздо больше похож на афериста, чем на талантливого кутюрье? Чем сценаристам не сгодилась дочь Любы и Родислава, что ее решили выкинуть из истории? Зачем нужна зарисовка из церкви со злой теткой, которая советует Любе извести насмерть соперницу? К чему слезливый ход с девочкой-сиротой, которую приютили Аэлла и Бегорский (в романе было совсем иначе)? Зачем Любу в начале сериала сделали учительницей, если в итоге она все равно стала бухгалтером, как и в книге?
Но главной бедой проекта я бы назвала главную героиню. Да, книжная Люба Романова тоже очень неоднозначная личность, но в исполнении Полины Сыркиной она просто пугает. В первой половине сериала она любому встречному кричит о своей любви и о том, как жалок тот, кто не познал этого чувства. Во второй, по традиции всех «мудробаб», она уже истерично верещит о том, как она «СЧАСТЛИВА!» В книге главная героиня, насколько мне помнится, не говорила всего этого так часто и так не к месту. Но хуже всего то, что актриса большую часть сериала играет с совершенно безумными глазами, отчего становится жалко не героиню, а тех, кто рядом. Всплывает в уме цитата из неувядающей комедии «Не может быть!» о свадебном казусе: «Она же за столом кого-нибудь может вилкой ткнуть!» И всем, кто в сериале пытается вразумить Любу, так и хочется сказать: да разуйте вы глаза, человек болен!
Остальные актеры смотрятся пристойно, но из-за того, что нагородили режиссер и сценарист, ни один персонаж не вызывает симпатии и доверия. Кирилл Запорожский и Андрей Лобанов вполне органичны в ролях Родислава и Андрея Бегорского, Юлия Паршута тоже подходит на роль Аэллы, хотя та все-таки должна быть более холодной и надменной. Яна Чигир в роли Тамары соответствует внешне, но от психологической стороны этого персонажа почти ничего не осталось. Очень угадали с Игорем Филипповым в роли Николая Головина, отца Любы и Тамары, - именно таким я и представляла этого персонажа. Однако именно эту роль в итоге слили особенно бездарно.
Словом, надо было очень постараться, чтобы снять по неплохому литературному сюжету настолько отвратительный продукт, хуже многих штамповок о доярках и олигархах, которые массово стряпаются для канала «Россия-1». Если авторы сериала настолько не любят книги Марининой, то им не стоило пользоваться ее именем: ведь ясно, что в первую очередь сериал привлек именно тех, кто прочитал книгу, а у таких зрителей он мог вызвать только культурный шок и испанский стыд.