На яхтах средних размеров обычно имеется 3–4 каюты. По сравнению с мегаяхтами это скорее не каюты, а спальные места (койки, одинарные или сдвоенные). Однако большего и не требуется. Трудно представить себе человека, который продолжает находиться в каюте после того, как проснулся на яхте. Что там делать? Поднявшись на палубу, увидишь море, восход или закат, да все что угодно! Поэтому все время бодрствования яхтсмены проводят на открытом воздухе либо в общем салоне. Каюты предназначены для сна и хранения личных вещей. Последнее наиболее важно, так как больше хранить личные вещи на яхте негде, а вот спать многие предпочитают устраиваться на свежем воздухе. Звездное небо над головой гарантирует самый здоровый и крепкий сон. По надежности, дальности плавания, набору стандартных удобств яхты среднего класса не слишком отличаются от мегаяхт. Правда, их удобства выполнены в несколько упрощенном виде.
Возьмем, например, санузел. На многих средних яхтах он предусмотрен для каждой каюты (но не на всех, на некоторых один на две каюты). Зайдя в санузел (гальюн), на мегаяхте вы окажетесь в обстановке подобного помещения хорошего отеля, вот только вместо окна будет иллюминатор. Слив воды в душе и, пардон, в унитазе осуществляется привычным образом. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле "обычность" удобств – дело инженерной изобретательности и обеспечивается сложной системой под названием "система вакуумного туалета". Такая система, рассчитанная на пять санузлов, обойдется в 20 000 долларов США (без установки). Поэтому на средних яхтах вы таких "излишеств" не найдете.
И дело даже не всегда в деньгах, просто места для установки таких систем уже не хватает.
В гальюне средней яхты вы обнаружите:
- кнопку включения помпы, откачивающей воду после душа;
- рычаг ручного насоса для прокачки забортной воды через унитаз и рычажок переключения клапана унитаза в положения "мокро" – "сухо".
Потратив дополнительно 200–300 евро на каждый унитаз, владелец яхты среднего класса может установить взамен ручных электрические помпы, чем приблизится к комфорту мегаяхты, но все равно останется ручное управление унитазом. Что сразу отличает среднюю яхту от большой, так это возможность несения на борту разъездной лодки. Габариты средней яхты позволяют иметь с собой динги (резиновая лодка, чаще всего с жестким днищем и двигателем 3–5 лошадиных сил) длиной всего 3–4 метра. Но даже такой лодочке нет места на палубе. Поэтому она в лучшем случае висит на специальных кронштейнах (кранбалки) за кормой либо в сложенном состоянии привязана (принайтована) где-то в не самом удобном месте, а ее двигатель закреплен в другом. Без такой лодки не получается связь с берегом в месте якорной стоянки там, где нет возможности стать к причалу. Но передвигаться на динги лучше всего в купальном костюме – неизбежно забрызгает водой. Это владелец мегаяхты имеет солидный катер и может добираться в ресторан на берегу в смокинге (вспомните фильм "В джазе только девушки").
На море расстояния скрадываются. Издали средняя яхта похожа на большую и наоборот. Но вот расходы на их приобретение и содержание отличаются в десятки раз! Кроме того, средних размеров яхты обладают умеренной осадкой. Обычно в пределах до двух метров для парусных однокорпусных яхт. У катамаранов и моторных яхт осадка еще меньше. С такой осадкой можно зайти в любую марину.
Мегаяхты обладают более солидной осадкой, от трех метров и более. Далеко не все марины способны принять мегаяхты. Но и те, чьи глубины позволяют, могут не принять мегаяхту из-за отсутствия места у причала. Так что у больших яхт и проблемы соответствующие.
А теперь о малых яхтах. Это яхты от 6 до 10 метров длины, рассчитаны на 2–4 человека. Такие яхты составляют наиболее многочисленную категорию. Так называемый "москитный флот". Малые моторные яхты – это либо пляжные яхты, либо каютные катера прибрежного плавания. Далеко на них не уйдешь – топлива не хватит. Другое дело малые парусные яхты. Смелые люди отправляются на них куда угодно, а умные проводят выходные дни недалеко от дома. В свои юные годы один из авторов этих строк, вероятно, относился больше к смелым, чем к умным, и забирался на таких "скорлупках" достаточно далеко.
На такой яхте вы получите полный набор спартанских условий. Чуть не написал "в полный рост". Нет, в полный рост не получится – максимальная высота внутри такой яхты 1,6–1,7 метра. Никаких кают. В кормовые спальные места надо забираться вперед ногами, за что яхтсмены любовно называют их "гробики". Еще может быть пара диванов или гамаков. В них спать немного удобней. Из реальных удобств – газовая плита на одну-две конфорки и несколько шкафчиков. Никаких электрогенераторов, опреснителей (они устанавливаются даже не на каждой средней яхте) и стационарных двигателей. В лучшем случае подвесной двигатель на транце (кормовая доска), который создает нездоровый дифферент на корму.
Обязательный по современным правилам безопасности унитаз втиснут под стол в салоне или шкаф для вещей. Отгадайте, пользуются ли им когда-либо по назначению или же предпочитают быть ближе к природе, свешиваясь за борт?
Небольшой аккумулятор обеспечивает круглосуточное питание навигационных (штурманских) приборов, а ночью питание 2–3 лампочек освещения салона и, самое главное, ходовых огней (габаритные огни).
Из-за небольшой длины малая парусная яхта передвигается со скоростью всего лишь 4–6 узлов. Тем не менее стоимость новой малой яхты часто превосходит стоимость дорогого автомобиля. Чаще всего такие яхты служат для приобретения навыков управления и вождения начинающими яхтсменами. Малой яхтой легко управлять. Небольшая парусность (15–25 квадратных метров) подчиняется усилиям даже подростка, ей всегда найдется место в любой марине. Многие владельцы мегаяхт возят с собой малые яхты для развлечений.
Но есть категория отчаянных людей, которые бороздят на таких "челнах убогих" весь Мировой океан, забираясь в самые труднодоступные и опасные места. Иной раз навсегда.
Среди малых яхт следует выделить категорию трейлерных. При проектировании таких яхт конструктор ограничивает их габариты требованиями дорожных правил движения. То есть владельцу трейлерной яхты не требуется каждый раз брать разрешение на транспортировку яхты по дорогам – габариты гарантированно находятся в пределах допустимых дорожных норм определенной страны. Кроме того, конструкция трейлерной яхты предусматривает возможность быстрой постановки и снятия мачты, а также простой спуск и подъем ее с трейлера.
Меньше малых яхт бывают только мини-яхты. Это образовавшийся в 1980 году экзотический вид яхтинга. Такая яхта представляет собой точную копию спортивной мегаяхты (24 метра длины), которые гоняются на Кубок Америки, но во много раз меньше. То есть ее длина 4,10–4,35, ширина 0,75–0,90 и осадка около 1 метра. Ее владелец садится в такую яхту, как в байдарку, и заменяет собой многочисленный экипаж спортивной суперяхты (человек 20). Яхтсмены называют эти малютки "утонченными килевыми яхтами".
Кроме управляемых людьми есть еще радиоуправляемые модели яхт любых видов, между которыми также проводятся регаты. И даже чемпионаты мира в нескольких классах. Для тех, кому лень управлять яхтой даже по радио, оставлена возможность строить и коллекционировать на стольные модели яхт. При этом вы также имеете возможность стать чемпионом мира :)
Теперь, зная, какие бывают яхты, мы готовы посмотреть, как яхты устроены...