По запросу «новая Нива» поисковик первой же строчкой выдаёт страницу на официальном сайте Lada, посвящённую модели Niva Travel. Но в «Картинках» и, кажется, в сердцах российских автолюбителей куда чаще встречается симпатичный концепт 4x4 Vision 2018 года. Это логично — все мы с нетерпением ждём появления по-настоящему новой «Нивы» , машины XXI века, а не предыдущего. Однако пока у нас есть только тот самый ВАЗ-2121 (как имя ни переписывай, изменить этот автомобиль уже просто невозможно) да вернувшаяся под крыло АвтоВАЗа «Шнива», которая недавно освежилась и теперь зовётся Lada Niva Travel. Только вот называть её новой, как вазовские маркетологи, язык не поворачивается.
Lada Niva Travel747 900 - 905 900 ₽Выбор редакции: Комплектация Comfort + цвет 1.7 MT за 813 900 ₽Оценка: 3,3 из 5ПлюсыСвежая внешность
Внедорожные способности
Стоимость
МинусыУстаревшая конструкция
Компромиссная практичность
Низкий уровень комфорта
Стоимость владения* в год при пробеге 17 500 км:ОСАГО9 300 ₽КАСКО45 360 ₽ТО за год7 200 ₽Транспортный налог960 ₽Топливо107 230 ₽Итого170 050 ₽
* Стоимость полисов и налог рассчитаны для водителя старше 22 лет и со стажем более 4 лет, проживающего в МосквеУверен, мне уже не нужно тратить время читателей на подробный разбор вопроса «А что же в ней нового?» Вы и так прекрасно знаете, что по технике ничего не изменилось — всё знакомо до последнего болтика. И что использовать словосочетание «новая Lada Niva Travel» маркетологи АвтоВАЗ могут лишь благодаря двум поводам: новой внешности и новому имени.Поэтому не будем распыляться на негодование и коллективно линчевать машину за то, в каком виде она вновь появилась на рынке. Справедливее будет разобраться: можно ли жить с этой обновлённой машиной. Жить в 2021 году, когда машины потихоньку начинают ездить сами, а смартфоны в них заряжаются по воздуху. Разбираться будем на примере автомобиля в максимально возможной комплектации Luxe Off-road стоимостью 905 900 рублей.
Скрыть точки360°
Интерьер
Дизайн салона старой-новой Нивы не вызывает каких-то определённых эмоций. Да, он безусловно устарел, но не расстраивает и не становится причиной кислой гримасы. Всё нажимается, крутится и не отваливается, а вросший в панель дисплей напоминает, что эта машина сделана в каком-то таком году, который начинается не с единицы.Другое дело — ощущение качества. Нет, ничего не разваливается и не гремит (по крайней мере, на машине с пробегом в пару тысяч километров). Но всё, к чему прикасаются руки, тактильного наслаждения не дарит. А взгляд то тут, то там натыкается на грубоватые детали — тот же незамысловато врезанный в панель дисплей или крышка пассажирского эйрбэга, которая почему-то сильно отличается от остального пластика панели.
Что до водительского места в целом, то тут всё неплохо — во всяком случае, для крупного седока и даже при отсутствии регулировки руля по вылету. По высоте, как и раньше, регулировка имеется, у сиденья — тоже. Далековато находится рычаг коробки, но при среднем росте и выше никаких проблем не будет. Нет претензий и к креслу, а обзорность вообще хороша.
Сиденье в меру мягкое и обладает достаточно длинной подушкой — вопросов нет. Жаль только, что кресло с регулировкой по высоте и поясничным подпором предлагается лишь в двух старших комплектациях
Практичность
Что точно не про «Ниву», так это регулярная перевозка пассажиров. Человек справа может отнять у водителя и без того скромное пространство для личных вещей. А пассажиры сзади, помимо того, что сами вряд ли будут довольны условиями, наверняка устроят сидящим спереди брутальный массаж коленями — сзади в четырёхметровой Ниве особо не рассядешься.Морозная зима выявила недостатки отопителя, который необходимо беспрестанно регулировать: в городском движении при ...–15…–20 градусах Цельсия в салоне то холодно, то жарко. И это не капризы! Просто температура воздуха в системе при одном и том же положении регулятора слишком сильно меняется в зависимости от ездового режима. Это не новость для владельцев отечественных автомобилей, но в 2021 году пляски с «климатом» — не самая приятная перспектива.
К тому же в ноги переднего пассажира печка дует слабее, чем в водительские, зато шумит так, что надоедает даже на втором уровне интенсивности. Обидно — ведь двигатель в мороз греется быстро, и теоретически салон тоже должен прогреваться хорошо. Подогрев сидений работает нормально, хотя и не отличается большой площадью действия.И ещё два момента, которые нельзя не отметить в российской машине при российских же условиях эксплуатации. Старинные каркасные щётки стеклоочистителя неплохо чистят, однако по скорости движения сопоставимы с самой «Нивой» в упражнении 0–100 км/ч.И последнее — про сложности пуска в мороз. Во время утренних запусков на холодах за «минус 20» машине явно требовалась помощь водителя с подачей топлива. Двигатель прокручивался пугающе тяжело, хотя на заводе в него заливают масло с вязкостью 5W-40. Проблемы с аккумулятором?
1 10
На заднем диване развлечься нечем. Ну разве что захватить водительский подлокотник, он же подстаканник, с обратной стороны. На фото второй ряд выглядит просторным, но на деле это вообще не так — при вертикальной посадке рослые пассажиры уткнутся головой в потолок, а при положении «вразвалку» — еле-еле пристроят ноги
Техника и надёжность
Под капотом Niva Travel всё предсказуемо — и ничего нового. Там по-прежнему 1,7-литровый, поневоле изученный каждым обладателем вазовский мотор. Многолетняя практика показала, что простой двигатель обладает, в целом, неплохим ресурсом, но капризен в отдельных моментах. В первую очередь, это гидравлический натяжитель цепи ГРМ, который не умеет долго выполнять свою функцию, что одновременно чревато разбитым успокоителем или перескоком. Многие меняют его на механический.Как и раньше, под капотом имеются не только вазовские компоненты. Это дроссельная заслонка и насос гидроусилителя производства Bosch, индийский генератор и китайский компрессор кондиционера, если последний входит в комплектацию.
Поводом для тревоги по-прежнему служит система охлаждения. Двигатель 2123 очень не любит перегрева, поэтому нужно следить за состоянием расширительного бачка (об улучшении состава пластика информации нет, а форма осталась той же — вероятно, всё по-прежнему), а также патрубков и их неубедительных в некоторых местах соединений. После серии доработок меньше проблем стала доставлять электрика, но незащищённость моторного отсека снизу с поправкой на условия эксплуатации, которые для Нивы частенько не асфальтовые, всё равно заставляют переживать за некоторые небрежно выполненные сочленения.Коробка передач не отличается крепостью и может отправиться на перебор уже через 50 тысяч километров. Та же история с хлипким заводским сцеплением, которое при выездах на бездорожье проживёт ой как недолго. Да и вообще при частой офф-роуд-эксплуатации «Шниву» лучше усиливать превентивно — это и полуоси заднего моста вместе с реактивными тягами, и балку, и так далее. Разве что родной редуктор обычно служит достаточно долго.
Ещё один неприятный «привет» из прошлого — никак не изменившиеся ступичные подшипники. Живут они мало, поэтому, как и раньше, имеет смысл с первой заменой использовать альтернативные детали. Благо, решения давно отработаны.Что вроде бы хорошо, так это комплекс антикоррозийных мер, пусть и не полный. Большинство слабых мест днища защищены двусторонней оцинковкой, односторонне оцинкованы крылья, все двери и проёмы. Впрочем, всё зависит от качества исполнения — частичная оцинковка была и раньше, однако у владельцев старых «Шнив» с коррозией всё обстоит совсем по-разному.Езда
Ничего нового о двигателе сказать нельзя: 80 сил и 127 Нм везут «Ниву» с трудом. Нет, это не значит, что вы затеряетесь в потоке — мотор отзывчивый, а ходы рычага коробки, пусть и очень длинного, вполне чёткие. На скоростях до 80 км/ч машина нормально держится даже в суматошном столичном трафике. Однако добиться этого можно только напряжённой работой, состоящей из перегазовок, бесконечных переходов на пониженную передачу и выкручиваний мотора до четырёх и более тысяч. Что здорово помогает во всём этом, так это в меру лёгкая и прозрачно-понятная педаль сцепления. Тут совсем никаких претензий — и это по ощущениям человека, у которого 80% автомобилей были с «механикой».
Но на МКАДе или за городом, где дорога позволяет, вы принципиально не будете набирать максимально дозволенную скорость. На «Ниве» просто не хочется этого делать — на скорости за сотню тяга двигателя вообще сходит на нет, появляются проблемы с курсовой устойчивостью, да и упомянутый шум уже давит на уши. А пятая точка чувствует зуд, но это не повод обращаться к врачу — это работа трансмиссии.«Посторонние звуки, шум, вибрация, которые не влияют на характеристики и работоспособность автомобиля или его элементов, не свидетельствуют о наличии дефекта», — гласит мануал к Niva Travel. Что ж, никаких сомнений! Не слишком профессиональный, но всё же замер уровня шума на 100 км/ч с помощью приложения показывал значения до 89 дБ. Согласно сравнительным таблицам, это почти уровень шума от работы перфоратора. По ощущениям это, конечно, не так, но в Ниве действительно очень шумно по современным меркам — даже несмотря на дополнительную шумоизоляцию, появившуюся с перевоплощением машины в Niva Travel. Впрочем, те, кто пересел из старой Niva Legend, вообще не поймут суть претензий: на фоне классической модели Niva Travel кажется очень тихой и удобной.
К сожалению, эта положительная рецензия не касается тормозной системы. Нельзя сказать, что дисковых передних и барабанных задних механизмов машине весом менее 1,5 тонны не хватает. «Шнива» нормально оттормаживается, но делает это в явном дисбалансе — задолго до предела остро ощущается, как задняя часть гуляет и не может совладать с инерцией.Управляемость? Вполне предсказуемая на средних скоростях. Пока реакции в околонулевой зоне руля ещё укладываются в границы разумного и остаётся ощущение связи руля с колёсами, «Нива» понятно ведёт себя на виражах. Сильно кренится, но заруливает туда, куда надо, и предел возможностей хорошо ощутим. С ростом скорости, когда руль задаёт только направление, восторгов, конечно, уже никаких.Зато на любых скоростях подвеска остаётся плавной и удивительно энергоёмкой. Ямы масштабов открытого люка? Плевать! Щербатые ледяные настилы после обильных снегопадов и мороза? Тем более. Да, на крупных неровностях ощутимо потряхивает, но всё, что заставляет всматриваться в полотно и притормаживать водителей подавляющего числа обычных машин, за рулём «Нивы» либо не страшно, либо вообще пшик. Хотя на скользкой дороге лучше не заигрываться: системы стабилизации в «Ниве» 2021 года всё ещё нет и в случае чего водителю помогает только АБС.
Что до бездорожья, то и тут всё давно понятно. «Шниву», как и классическую «Ниву», ограничивают на офф-роуде две переменных и одна постоянная: умелость водителя, степень подготовки железа и возможности старенького мотора, с которыми сложно что-то сделать. В остальном для тех, кто не отличает кроссоверы от внедорожников, способности Niva Travel уже на «понижайке» покажутся сверхъестественными. Ну а тем, кто привык орудовать блокировкой и не стесняться в желаниях, лучше любого тестировщика известно, когда придётся звонить трактористу из-за руля «Нивы».К слову, во взаимодействии с рычагом раздатки есть свои премудрости. Переход между рядами и блокировка межосевого дифференциала не составляют труда, а вот возвращение в стандартный режим чаще всего приходится осуществлять на ходу (само собой, сверхмалом) — иначе «не втыкается»!
1 2
Дорожный просвет в комментариях не нуждается. Заявленные под картером двигателя 220 мм соответствуют действительности, и это больше, чем у Toyota Land Cruiser Prado (215 мм). Плюс отличная геометрия бамперов
Оснащение
Тот случай, когда в конфигураторе не запутаешься. Да его и нет как такового — на выбор доступны пять фиксированных комплектаций и семь «металликов» за одинаковую доплату в девять тысяч рублей.По умолчанию, Niva Travel (комплектация Classic за 747 900 рублей ) положены лишь одна подушка безопасности, АБС, розетки 12V и USB, зеркала с обогревом и электроприводом, а также электропривод передних стеклоподъёмников. В версии Comfort (804 900 рублей ) добавятся подголовники на втором ряду, водительский подлокотник, кондиционер, подогрев передних сидений, легкосплавные 15-дюймовые диски вместо стальных и пластиковый колпак запаски.
За 844 900 рублей вы получите комплектацию Comfort Off-road со шноркелем, противотуманки, пассажирский козырёк с зеркалом, сигнализацию и ключ с ДУ, рейлинги и литьё на дюйм больше. Версия Luxe за 890 900 рублей уже не сможет похвастать симпатичным шноркелем, зато будет оснащена пассажирской подушкой безопасности, водительским сиденьем с регулировкой по высоте, электрообогревом ветрового стекла, задними датчиками парковки и камерой, а также мультимедийкой. Ещё будут некоторые косметические штрихи вроде корпусов зеркал, кожуха запаски и ручек дверей в цвет кузова.Наконец, вариант Luxe Off-road стоит 905 900 рублей . В нём есть всё то, что и на предыдущей ступени, а также шноркель, защитные накладки на двери (неокрашенные) и чёрный потолок в салоне. Кстати, аудиосистема даже в топовой Niva Travel включает в себя лишь два динамика — так что без авторынка нивоводу по-прежнему не обойтись.Конкуренты
1 3
Lada Niva Legend 5 дв.
Классическая «Нива» в пятидверном исполнении вроде бы может считаться альтернативой, только будет ещ более архаичной в части салона, практичности, безопасности и, уж извините, стиля. Впрочем, стоит она в базе на 100 тысяч меньше (от 644 900 рублей), да и в топе всё равно дешевле даже начальной Niva Travel
Вывод
Жить с Niva Travel в 2021 году можно. К люфтам, стукам и вою быстро привыкаешь, вспоминая с некоторым теплом свою первую «классику». Да и посторонние звуки и вибрации, которые не влияют на работоспособность, как мы помним, «не свидетельствуют о наличии дефектов». Хотя сложно смириться и с ненормальными затратами на топливо (борткомпьютера у Niva Travel нет, однако даже по скромным прикидкам ей нужно 12–13 литров на сотню) и с перманентным ожиданием неисправностей.
Другое дело, что в покупке «Нивы» без реальной потребности хотя бы периодически передвигаться по очень плохим дорогам (или вообще без них) особого смысла нет. Либо делать это нужно целенаправленно — например, брать внедорожник как вторую-третью машину исключительно для вылазок на рыбалку и прочего активного отдыха. И радость от такой покупки будет полноценной. Машина значительно свежее внешне (долой биодизайн!), а в цвете «Амазония», как тестовый экземпляр, вообще недурна собой.И ещё вас наверняка повеселит шноркель, если вы купите машину с соответствующим оснащением. Едва ли эта штука пригодится на неподготовленной для сурового бездорожья машине, но он бесконечно забавно фыркает в приоткрытое окно. Ребячество? Да. Но разве мужчины не остаются детьми до самых преклонных лет?