Экранизация первой книги Горького в исполнении великого Марка Донского
Образ Прохора Громова из первой экранизации «Угрюм-реки», которую многие посмотрели благодаря печально известному сериалу Первого канала, производит сильное впечатление. Уже опытный на тот момент актер Георгий Епифанцев создал сложный волевой характер, раздираемый противоречиями.
Зрители запомнили его громовой голос и острый взгляд, наблюдая становление шишковского Прохора Громова, его превращение из наивного купеческого сына в коварного и взбалмошного деспота. Но к этой важной большой роли Георгий Епифанцев пришел не сразу, это была долгая работа на протяжении многих лет.
Первая роль – и сразу успех
В 1959 году 20-летний Епифанцев, тогда еще никому не известный актер, сыграл главную роль в фильме признанного в СССР и за рубежом режиссера Марка Донского – роль купца Фомы Гордеева в экранизации одноименной повести Максима Горького, для которого книга «Фома Гордеев» тоже была дебютной (первое опубликованное произведение Горького, 1899 г.).
«Фома Гордеев» – пусть и не сага, как «Угрюм-река», но тоже произведение масштабное. Вот как охарактеризовал книгу Джек Лондон:
«Фома Гордеев» – большая книга; в ней не только простор России, но и широта жизни <…> Эта книга не из приятных, но это блестящий анализ жизни, не жизни вообще, но жизни современного нам общества; эта книга не радостная, но и в жизни современного общества мало радости. Закрываешь книгу с чувством щемящей тоски, с отвращением к жизни, полной «лжи и разврата».
Но это целительная книга. Общественные язвы показаны в ней с таким бесстрашием, намалеванные красоты сдираются с порока с такой беспощадностью, что цель ее не вызывает сомнений – она утверждает добро. Эта книга – действенное средство, чтобы пробудить дремлющую совесть людей и вовлечь их в борьбу за человечество.
Епифанцев должен был изобразить и простодушие, и первую любовь, и борьбу, и протест, и жертву, и сумасшествие – для молодого артиста сразу много всего, но как же здорово получилось! Фильм тогда оценили на фестивале в Локарно. Для Донского то была пятая экранизация Горького: в 1930-е вышла знаменитая трилогия «Детство Горького», «В людях», «Мои университеты», а в 1955 появится «Мать», которая будет номинирована на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.
«Начало у тебя будет хорошее , серёдка – кипучая, конец – страшный»
Как предрекала колдунья Синильга Прохору Громову в «Угрюм-реке», так и Фому Гордеева мудрые люди предупреждали, а он всё делал по-своему. Хотя даром что оба купцы, все-таки Гордеев – это христианский мученик, ему сочувствуешь, это гораздо более симпатичный персонаж, чем Громов. В Гордееве есть что-то от Александра Невского или Ивана Грозного из фильмов Эйзенштейна или от Гражданина Кейна или зловещего Мистера Аркадина из фильмов Орсона Уэллса – благодаря не только типажным данным актеров, но и острым углам съемки.
У Марка Донского вообще что ни фильм, то галерея персонажей, с лихвой хватит на всех Алексеев Германов и Кир Муратовых. Режиссер изучал психиатрию и понимал жизнь не только из книг, такой наблюдательности и точного психологизма я давно не встречала.
Фактурные лица нищих, выразительные образы крепостных, вечно пьяное бородатое купечество, колоритная женщина на лестнице как постоянно повторяющийся мотив.
А финальная трапеза – это же один-в-один сцена из фильма «Манк», когда наш герой противостоит всем приглашенным гостям разом: вот они чинно сидят и пожирают ложками черную икру, и вдруг входит он, их презирающий: конфликт, взгляды, крупные планы, мимика, блестяще.
А как лихо снята сцена в ресторане, когда рабочие под залом приводят в действие механизм – и вся комната начинает кружиться! Камера спускается на минус-первый этаж, прямо в ад, где голые до пояса мужики в духоте вращают зал для увеселения дам и господ. Камера поднимается обратно, а там баре пьют водку, юбки пляшут канкан, ритм всё нарастает, как перед концом света. Или он уже наступил? (Кстати, сцена с вращением повторится, когда крестьяне будут поднимать баржу со дна, навалятся всем миром, включая барина-Гордеева-младшего.)
Следить за картинкой – редкое удовольствие. Во-первых, здесь потрясающие натурные съемки. С большой любовью показаны набережные, купола церквей на горизонте, очень точно срифмованы ступени лестниц, своды залов или зонтики на площади (не из этих ли кадров вышли знаменитые зонтики в «Амаркорде» Феллини?).
Крестьяне на барже в начале фильма заставляют вспомнить о «Броненосце «Потемкин», а дымка над рекой напоминает «Аталанту» Жана Виго и французское поэтическое кино в целом.
Те, кого не хотят вспоминать
В 1948 увидели свет иллюстрации Кукрыниксов к книге «Фома Гордеев». Поражает портретное сходство с Георгием Епифанцевым, как будто Кукрыниксы его буквально напророчили, как волшебница Синильга.
Вместе с Донским над фильмом работали художник-постановщик Петр Пашкевич, художница по костюмам Эльза Рапопорт (ученица Владимира Егорова) и замечательная женщина-кинооператор Маргарита Пилихина.
Но даже оставим в стороне художников и оператора (про них вообще редко говорят), сейчас не вспоминают ни про Епифанцева, ни про Донского, ни про Горького (о последнем – разве что с оговорками), потому что они идеологически не близки современному «культурному истеблишменту».
Между тем, 6 марта исполнилось 120 лет со дня рождения великого советского кинорежиссера Марка Донского, встреченное со стороны медиа тотальным молчанием, за исключением жалкой записи в инстаграме Музея кино.
Что ж, его можно попробовать забыть, нарочито умолчать, но мировая слава не зависит от российских критиков. Имя Донского уже занесено в анналы, его фильмы стали классикой, да и Горького читают, он никогда еще не был так актуален, как сегодня.
У режиссера Чухрая есть забавное воспоминание о том, как французские кинематографисты приехали в Киев, а Донской случайно заглянул в кабинет, где проходила встреча с ними. Донского на тот момент на киностудии травили. А французы сразу узнали Донского, побежали за ним, обступили, потому что для них это был культовый режиссер, величина. А тупые украинские чиновники-интриганы завистливо хмыкали и удивлялись. Их имен сегодня никто и не вспомнит.
Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨👩 Подписывайтесь на канал 💡