Поселились мы в гостевом доме ночью, после целого дня пути в дождь по скользкой и тряской грунтовке. Машина, несмотря на полный привод, скользила по дороге и прыгала по камням, так что ехать быстро не получилось и на триста пятьдесят километров ушел весь день. По деревне ехали в полной темноте, практически на ощупь, ночью здесь ничего не освещается. Светились только несколько окошек и пара уличных фонарей. Мой друг Саша, который здесь уже бывал, сказал, что нам очень повезло, завтра мы проснемся в самом центре этой северной деревянной красоты и увидим ее изнутри. Он оказался прав только отчасти. Проснуться в центре недостаточно, чтобы осознать и почувствовать эту красоту. Мне понадобилось несколько дней прогулок и долгих поисков каких-то небольших кусочков, чтобы потом собрать образ этой уникальной северной деревни. И совсем не сразу она открылась мне.
Кимжа находится на севере Архангельской области, стоит на живописной излучине реки. В центре расположена деревянная шатровая церковь 1709 года, недавно полностью перебранная и отреставрированная. Колокола установлены на звоннице, но убранства внутри нет. На окраине возвышаются две восстановленные мельницы и множество поклонных крестов. Деревня жива, хотя многие дома пустуют. Постоянно тут проживает около ста человек, летом население увеличивается, так как приезжают дачники. Время здесь остановилось лет сорок назад.
Причиной такой консервации стало отсутствие дороги. Построенная только в 2008 году, трасса представляет собой грунтовку длиной 386км, ведущую от Архангельска в Мезень. На дороге есть несколько понтонных переправ, которые закрыты в межсезонье. До 2008 года добраться в Кимжу можно было лишь зимником, либо местной лесной ухабистой дорогой с двумя речными переправами от Мезени, где есть аэропорт и летают самолеты из Архангельска.
Результатом такой труднодоступности стало полное отсутствие в Кимже современных строительных материалов, которые убивают индивидуальность деревень по всей стране. Здесь совсем нет сайдинга, металлочерепицы, газосиликата. Поэтому тут кругом такой живописный вид, который так любят фотографы, художники и путешественники. Все кругом сделано из дерева по северным традициям. Сделано давно и добротно. Всем местным домам больше ста лет. На всю деревню один дизельный генератор, которые дает электричество.
Интересно бродить по деревне и ее окраине. То и дело перед тобой из травы возникает старая деревянная лодка или удивительный резной крест. С крестами связан местный обычай - людей здесь хоронили не на погосте, а на родной земле. Чаще всего на краю поля и даже во дворе. Считалось, что дух предков будет охранять дом и землю от бед и напастей. Но не все кресты могильные. Есть поклонные и обетные кресты. Ставящиеся в честь молитвы о избавлении от чего-то плохого, в память важного события, или в честь избавления от беды.
У Кимженцев издревна есть прозвище «чернотропы». В соседних деревнях считали, что чернотропы - колдуны и могут навести порчу и сглаз. Прозвище же пошло от того, что через Кимжу проходил гон лосей, шли они по первому снегу, а на белом снегу образовывались черные тропы.
К сожалению, работать здесь практически негде. Местные в основном живут тем, что ловят и заготавливают рыбу, сажают огороды. Андрей Колпашников, сын пожилой рыбачки, встреченной мной на берегу, рассказывает, что занимается случайными заработками. В межсезонье перевозит на снегоходе через реку грузы, летом заготавливает ягоды, грибы и с удовольствием пошел бы на любую работу, хотя бы за десять тысяч рублей в месяц… В этой бедности, на мой взгляд, еще одна причина сохранившейся красоты. У местных, просто нет средств на перестройку, ремонты и привоз современных материалов. Единственно, что выделяется на общем фоне, это импортные лодочные моторы, в них вкладывают последние деньги, потому что они кормят.
Проблема деревни еще и в отсутствии средней школы. Детям после начальной школы приходится уезжать в интернат. И молодежь, из-за этого здесь не селится. Тех же, кто родился и вырос в Кимже, деревня не отпускает, многие приезжают домой на лето, а некоторые, в зрелом возрасте, возвращаются насовсем. Так вернулся Николай Крупцов. Привез оборудование для пилорамы. С отцом отремонтировали трактор и держат единственную на всю деревню корову.
Но не он один приехал в родную деревню, чтобы развивать ее. Так вернулась сюда в конце 90х Евдокия Репицкая, и сразу принялась восстанавливать традиции. У местных жителей нашла отклик и поддержку. Активной группой создали ТОС (Территориальное общественное самоуправление). Сначала открыли небольшой музей, который потом объединили с Домом культуры и получился туристический культурно-музейный центр «Кимжа». Добились реставрации знаменитой церкви Одигитриевской иконы Божьей матери. Затем создали ландшафтно-музейный комплекс «Самые северные мельницы в мире» и восстановили две последние разрушающиеся мельницы, а было их здесь когда-то десять. Возродили Кимженский фольклорный хор, начали проводить форумы народных мастеров, фестивали национального костюма. Открыли музей жита и школу традиционных поморских ремесел, где учат гончарному мастерству, валянию и ткачеству. В результате, Кимжа вошла в перечень самых красивых деревень России и в Федерацию самых красивых деревень мира. Хотели бы вы побывать там?
Как вы думаете, сможет Кимжа выжить вдалеке от цивилизации или со временем будет совсем заброшена? Напишите в комментариях.
________________________________________________________________________________________
Спасибо за просмотр! Я стараюсь регулярно публиковать свои фотографии из интересных мест с небольшими рассказами. Подписывайтесь здесь , чтобы ничего не пропустить! И обязательно посмотрите эти истории:
Ковда. Старинное поморское село
Северная деревня. Красота природы и ужасная бедность
Фотографии и текст: Георгий Шпикалов