Найти тему
phygital

Какие бывают яхты? Виды и размеры

Для начала определимся в терминах. Будем считать яхтой все, что находится на поверхности воды и предназначено для удовольствия своего владельца. Это определение настолько широко, что охватывает все виды яхт, включая виндсерфинг (доску с парусом) и даже серфинг (доску без паруса). Пусть будет так. И в самом деле – чем виндсерфинг не яхта?

Другое дело, что долго на нем жить неуютно. Однако попытки пересечь океан именно на виндсерфинге предпринимались неоднократно. Так что давайте согласимся с предложенным определением и в награду получим первую градацию яхт – яхты, предназначенные для длительного пребывания на них, и яхты, для длительного пребывания не предназначенные.

Великое многообразие яхт профессионалы в первую очередь различают по конструктивным признакам. Однако для наших целей это неприемлемо. О конструкциях яхт мы еще поговорим, но сейчас нам необходимо научиться различать яхты без помощи профессионалов.

Прижимистые англичане предлагают свое определение. По их мнению, "яхта – это дыра в море, обшитая деревом, куда нужно непрерывно бросать деньги". Здесь есть большая доля правды, поскольку яхты и деньги вещи неразрывно связанные. И градации "яхты дорогие" и "яхты дешевые" не существует. О стоимости яхт мы еще поговорим, а сейчас просто согласитесь, что яхтинг – одно из наиболее дорогостоящих хобби и всегда служило развлечением для состоятельных людей. В оправдание англичан отметим, что их природная скупость на яхтинг не распространяется. Англичане в яхтинге вездесущи, без них там не обходится ни одно событие. Язык яхтинга – английский.

Первая зарегистрированная в Англии гонка была проведена в октябре 1661 года между яхтами короля Карла II и его брата, герцога Йоркского. Дистанция проходила по реке Темзе от Гринвича до Грейенда и обратно. Приз составлял 100 золотых гиней. Король проиграл на первом этапе, но выиграл на обратном пути. Одну половину гонки Его Величество управлял яхтой лично. Попробуйте угадать, которую именно.

-2

Попытаемся разложить весь существующий яхтенный флот по удобным для себя полочкам. При этом постараемся придерживаться общепринятой терминологии. В первую очередь тип яхты определяется типом движителя. Это либо сила ветра, либо лошадиные силы. То есть существуют яхты парусные и яхты моторные. Однако в нашем случае мотор на яхте будет присутствовать всегда. Современные правила безопасности требуют обязательной установки аварийного двигателя даже на многих спортивных яхтах. Другое дело, что на моторных яхтах может быть один или несколько моторов, но ничего, кроме моторов, какими бы они ни были. Между парусными и моторными располагаются гибридные варианты. Это парусно-моторные (где парус всегда основной движитель) и моторно-парусные яхты (где парус играет вспомогательную или декоративную роль).

Независимо от типа движителя яхты легко отличать по количеству корпусов. Подавляющее большинство яхт одно корпусные, но в последние десятилетия вошли в моду и перестали быть экзотикой двух и трехкорпусные парусные и моторные яхты: катамараны и тримараны (многокорпусники). Хождение на них существенно отличается от хождения на однокорпусной яхте. Утверждать, сколько корпусов лучше, не берусь, это дело вкуса. Лично мне нравятся и те, и другие, в зависимости от региона плавания.

-3

По архитектурному стилю (экстерьеру) из всего многообразия яхт принято особо выделять классические яхты. Это яхты дизайна лучших конструкторов ХIХ века, принимаемые за эталон красоты. Мода на эти яхты не проходит никогда. Сегодня принято повторять силуэты классических яхт или в оригинале, или же с учетом достижений технического прогресса. Кроме классических яхт по внешнему виду различают яхты современные и традиционные. Другими словами, те, что в моде сегодня, и те, что были в моде не так давно.

Если количество корпусов и экстерьер яхты сразу бросаются в глаза, то автономность плавания – понятие теоретическое, но очень важное на практике. Автономность определяется временем, в течение которого яхта может находиться в море. При этом не важно, насколько она удаляется от берега. Разумеется, если автономность яхты 1–2 дня, то далеко на ней не уйдешь. Поэтому автономность яхты влияет на удаление яхты от берега и дальность плавания. Эти понятия тесно между собой связаны и определяют многие параметры яхты, в первую очередь затраты при постройке.

-4
Бытует мнение, что, чем больше яхта, тем на ней дальше можно уйти от берега. Поверьте, что это совсем необязательно. Так, большинство громоздящихся у причалов скоростных катеров обладают игрушечной дальностью плавания, поскольку их автономность ограничена запасом топлива. Такой красавец, напоминающий своим видом космическую ракету, приводится в действие весьма мощными двигателями. За 8–10 часов весь запас топлива будет ими безжалостно истреблен.

Парадоксально, но факт: океан можно пересечь в одиночку на гребной шлюпке и нельзя на скоростном моторном катере.

Итак мы выяснили, что в зависимости от автономности существуют яхты прибрежного плавания и открытого моря. Яхты прибрежного плавания хороши для маршрутов выходного дня и дневных прогулок, рыбалки и отдыха на воде. На них нет необходимости иметь комфортабельные жилые каюты, опреснительные установки, электрогенераторы, солнечные батареи, спутниковую связь и т.п.

Яхты открытого моря в свою очередь делятся на яхты неограниченного и ограниченного районов плавания. Другими словами, можно сказать, что есть яхты закрытого и открытого моря. Под открытым морем понимаются океанские и им подобные просторы.

-5

Еще одним критерием для градации яхт служит их способность изменять водоизмещение. Собственно любая яхта на воде в неподвижном состоянии является водоизмещающей. То есть дисциплинированно подчиняется закону Архимеда и вытесняет своим корпусом воды столько, сколько весит сама. Но с началом движения выясняется, что до определенных скоростей яхты продолжают оставаться в водоизмещающем состоянии, а затем "выскакивают" из воды благодаря особым обводам корпуса либо подводным крыльям. Можно представить себе и яхту на воздушной подушке. Такие яхты тоже попадут в класс не водоизмещающих.

Яхты, называемые водоизмещающими, всегда будут тихоходными. Скорость их передвижения обычно находится в пределах 4-15 узлов. И напротив, не водоизмещающие обязательно будут скоростными. Их скорость свыше 22 узлов. Обычно это скорости 28–35 узлов, но в некоторых случаях и 50–70 узлов. Внимательный читатель уже заметил, что где-то выпал диапазон скоростей от 15 до 22 узлов. В общем случае эти скорости характерны для моторных яхт средних размеров, для которых такая скорость является максимально возможной. Развивают они ее в экстремальных ситуациях и на непродолжительное время.

На воде безотказно действует принцип: тише едешь – дальше будешь. Вопрос только когда? Но, как правило, яхтингом занимаются люди, которые сами распоряжаются своим временем. Поэтому в настоящее время в мире явно прослеживается тенденция строительства относительно медленных, но высоко комфортабельных яхт для дальних путешествий. Все они водоизмещающие, и круизная скорость даже самых больших из них редко превышает 14 узлов. А вот дальность и автономность плавания практически не лимитированы.

-6

В этом месте, пожалуй, стоит прерваться и принять порцию любимого напитка, поскольку далее мы займемся сортировкой яхт по предназначению. И тут, как говорится, без пол-литра не разобраться :)

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧАСТЬ 2