Пейсы, или пеот - это длинные волосы на висках евреев, которые исповедуют иудаизм. Для них пейсы являются религиозным атрибутом. Зачем и почему они их носят?
Священной книгой иудеев является Танах, он состоит из трех частей: Тора, Невиим и Ктувим. Танах - это то же самое, что и Ветхий Завет в Библии, где первые 5 книг, известные как Пятикнижие, называются Торой. Тора - самая священная книга иудеев.
В Торе есть предписание:
Не стригите краев волос вокруг головы вашей и не порти края бороды твоей.
Левит 19:27
В данном отрывке не сказано, что нужно оставлять волосы только на висках. Но дальнейшие иудейские тексты сделали акцент именно на висках.
Помимо Торы в иудаизме священными книгами являются различные талмудические тексты. В них также дано предписание носить пейсы. В Вавилонском Талмуде сказано, что запрещено стричь волосы, находящиеся перед ушами и ниже скулы.
Авторитетный иудейский философ и богослов 12 века Рамбам Маймонид написал текст "Мишна Торе", где указал, что пейсы нужны для обособления иудеев от идолопоклонников:
"Не идут по законам гоев, и не уподобляются им ни в одежде, ни в стрижке волос и т.п. Не бреют волосы на висках, как это делали идолопоклонники."
В кодексе иудейских законов, известном как "Кицур Шулхан Арух", написано, что волосы на висках брить допустимо, только если срез производится не под корень. В книге пейсами называются волосы от лба до места чуть ниже уха.
Практика ношения пейсов распространена только среди мужчин. Обычно эту традицию соблюдают ортодоксальные иудеи: хасиды и сефарды. Пейся бывают разных стилей: закрученные, прямые или спрятанные за уши. Вариантов ношения пейсов много.
В основном иудеи носят пейсы в укороченном виде, главное не сбривать под корень волосы на висках. Но есть такие иудеи, которые специально отращивают пейсы, дабы показать свою преданность закону. В Йемене иудеи носят пейсы специально, чтобы противопоставить себя прочим этносам.
Причина возникновения пейсов
Почему в Торе сказано, что нужно носить пейсы? Выше я упомянул Маймонида, который считал, что пейсы служили для иудеев опознавательным знаком, чтобы они отличались от идолопоклонников.
Раввин Шимшон Рефаэль Гирш, живший в 19 веке, придавал пейсам мистическое значение. Он полагал, что пейсы разделяют мозг на заднюю-интеллектуальную и переднюю-чувственную части. Так, пейсы позволяют этим частям мозга действовать в соответствии с их предназначением. Но наука дает иное объяснение.
Библеист Нехемия Гордон утверждает, что запрет на срезание волос связан с запретом на жертвенный траур. В древние времена, когда умирал любимый родственник, его близкие могли наносить на себе раны или срезать волосы в знак траура. По всей видимости это рассматривалось как жертва в честь предка, что является идолопоклонством, поэтому древние иудеи наложили запрет на данный обычай.
Действительно, сразу после запрета на срезание волос вокруг головы в книге Левит говорится о запрете нанесения порезов на теле:
"Не делайте порезов на теле, когда оплакиваете умерших и не делайте на себе татуировок. Я – Господь."
Левит 19:28
Таким образом, запрет на бритье волос вокруг головы связан с запретом на жертвенный траур по мертвым. То есть абсолютного запрета в Торе нет. К тому же в Книге пророка Михея дано наставление сбривать волосы с головы в знак печали о сыновьях:
"Обрейте головы в знак печали о милых ваших сыновьях; станьте лысыми подобно грифу – потому что в плен уводят их от вас."
Михей 1:16
Но в дальнейшем иудеи приняли запрет на бритье волос как абсолютный закон на все времена или как отличительный признак в период гонений, поэтому сегодня ортодоксы придерживаются этой практики.
Источники: The Prohibition of Shaving in the Torah and Halacha; Beards, Sidelocks, and Tattoos.