Мощная казахстанская экономика пережила пик пандемических ограничений и на фоне резкого роста цен на нефть у Казахстана вновь появились возможности продвигать свой интеграционный проект в Средней Азии.
Условно он называется «операция Туркестан».
По поручению Нурсултана Назарбаева запущен международный телеканал “Turkistan”, который становится основной медийной силой, объясняющей привлекательность казахстанской модели.
«Он станет каналом вещания в информационном пространстве тюркоязычных государств на трёх языках. В эфире телеканала ежедневно актуальная информация и интересные программы», - об этом сообщает пресс-службы главы Туркестанской области Казахстана.
Любопытно, что казахстанский город Туркестан объявлен духовной столицей республики, и его значение для среднеазиатского региона признают также в Узбекистане.
Мало того, ещё в 90-х годах сразу после развала Советского Союза и в Казахстане и в Узбекистане (отдельно друг от друга) отчуждался вопрос переименования республик именно в Туркестан.
Было бы любопытно, если бы на политической карте появилось сразу две страны с одинаковым названием. Впрочем, это лишь подчеркивает возможность интеграции.
Казахстан давно придерживается политики углубления интеграции в регионе при своей главенствующей роли.
Казахстан действительно экономически значительно сильнее Узбекистана, при том, что имеет население вдвое меньше. То есть разница доходов на душу населения весьма внушительная.
- ВВП на душу в Казахстане - 27.000 долларов.
- ВВП на душу в Узбекистане - 7.000 долларов.
Разница в 4 раза.
При этом, этническая, культурная и языковая разница между казахами и узбеками не так уж и велика. Прошли времена, когда это был антагонизм кочевых и оседлых народов. (Изначально вообще и те, и другие, были кочевниками, но узбеки гораздо раньше стали оседлыми). Образ жизни у этих тюркских народов сейчас очень близок.
Довольно приличное и взаимопроникновение этносов.
- Казахов в Узбекистане около 1 миллиона человек.
- Узбеков в Казахстане около 600.000 человек.
Кстати, в той самой Туркестанской области узбеки составляют до половины населения, а в некоторых городах подавляющее большинство.
Исторически узбеки и казахи связаны очень тесно, как русские и белорусы. Ханы у них были из одной династии. Ташкент в своё время побывал столицей Казахского ханства, а часть нынешних территорий входила в состав узбекского Бухарского эмирата.
Даже переход казахского языка на латиницу это не столько политика ухода от России, сколько продолжение интеграционного процесса в Азии. Дело в том, что Узбекистан давно на латинице. Когда казахи перейдут на ту же графику, процесс объединения станет проще.
Однако очевидно, что Казахстан представляет себе интеграцию на своих условиях. При главенствующей роли Нур-Султана и «казахстанской модели». Мало того, этот проект вряд ли нравится кому-то на Западе, где давно сделали ставку на радикализации бывших окраин Российской Империи.
Зато этот вариант вполне может быть одобрен главными политическими игроками Евразии - Россией и Китаем.
И совершенно точно не будет противиться Турция, которая мечтает о широком объединении тюркских народов уже под своим собственным руководством.
Правда, в этом случае идёт тонкая игра. Турция рассчитывает со временем перехватить интеграционную инициативу, а Россия и Китай пытаются лишить Турцию влияния.
Россия может положительно смотреть на появление Туркестана только при ведущей роли Нур-Султана, который тесно связан с Москвой и будет учитывать интересы северного соседа.
Россия и Китай заинтересованы в появлении тюркского центра интеграции в противовес усиливающейся Турции.
Как говорится, это тюркское объединение невозможно остановить, его нужно возглавить.
Впрочем, интеграция в Центральной Азии имеет и противников, как внутри самого региона, так и в соседних великих странах.
В самом регионе вполне может воспротивиться и сам Узбекистан, который ещё нужно убедить в том, что Казахстан это старший брат. Ташкент может рассчитывать на более значимую роль, опираясь на свою армию и многочисленное население. К тому же Узбекистану благоволят США, именно в противовес поддерживаемому Россией Казахстану.
Тем не менее, интеграционные процессы идут. Казахстан и Узбекистан постепенно становятся ближе друг к другу.
А новый канал “Turkistan” уже вещает. На трёх языках. Русском, казахском и турецком.