Найти тему
Приметы и Суеверия

Как наши предки вызывали дождь: описания древних обрядов

Оглавление

Древняя славянская магия использовала ритуалы, направленные на плодородие земли. К таким ритуалам относится обряд привлечения дождя, сохранившийся до наших дней, правда, в несколько измененной форме.

Известно, что культ дождя был одним из самых древних. Небесную воду, которая падала на землю в виде дождя, считали святой, ее называли «живой водой». В мифологии всех индоевропейских народов дождь представляли, как венчание неба и земли, что заставляло ее плодоносить («мать – сыра земля» ассоциировалась с беременной женщиной). Упоминание о ритуалах привлечения дождя, своего рода жертвоприношениях небесным силам донесли до нас баллады и купальские песни.

Больше интересных статей о приметах и традициях разных народов мира вы можете прочесть на нашем сайте Суеверия

Обряды, привлекавшие дождь

-2

Если ваше возбужденное воображение рисует вам картины человекоубийства во имя богов, поспешим вас успокоить – наши предки таким не занимались. Обычно они раздирали на куски и разбрасывали по полю или бросали в реку купальское дерево, венки или соломенное чучело мужчины или женщины.

Брошенная в воду в день Троицы береза, или в день Ивана Купала верба должны были там оставаться в течение всего лета, чтобы обеспечить достаточное количество влаги от небесной воды, особенно в период дозревания зерна. Приносили жертву и непосредственно богу Перуну, поскольку он, как верховное божество, мог повлиять и на дождь.

Обычно живая вода была не только на небе, а и на земле, в речках, подземных источниках и т. д. Древние люди полагали, что это та же вода, которая окружает землю, что радуга тянет воду из-под земли и выносит ее на небо. Поэтому чтобы вызвать дождь, проводили ритуалы, как на надземными, так и на подземными водами – источниками, колодцами, реками. Поскольку на небесах жил верховный бог дождя, а в подземных источниках обитали мелкие божества – духи воды (русалки, водяные, берегини), то жертву приносили именно этим духам.

Весьма странным, на данный момент, может показаться иной ритуал привлечения дождя, в частности обливание могил водой, а именно утопленников и самоубийц. Тем не менее, нашим предкам такие действия казались вполне логичными из-за связи культа природы и культа предков. До наших дней дошел запрет хоронить утопленников и самоубийц на кладбище, то есть на чистом и освященном месте. Наши предки верили, что если нарушить этот запрет (или если на такой могиле поставить крест или надгробье, даже если она находится за пределами кладбища), то это может вызвать засуху. В этом случае такую могилу разрушали, крест или надгробье (они символизировали душу покойника) выкапывали и выбрасывали в воду. Если засуха не заканчивалась, лили воду прямо в могилу, порою раскапывали и обливали водою гроб или выбрасывали его в воду с покойником, или же лишь только его останки.

Вызывали дождь и тем, что обливали водой живых людей – не только в Поливальный понедельник или на Ивана Купала, а и во время засухи. Если долго не было дождя, то пытались неожиданно облить какого-нибудь человека, лучше всего беременную женщину, которая символизировала «мать – сырую землю».

-3

К перечисленным магическим ритуалам следует добавить обходы деревень, полей, церквей, источников, колодцев с молитвою о дожде. А также проведение однодневных (выполненных в течение одного дня от восхода до заката солнца) магических действий – изготовление «рушников» или крестов, которые устанавливали на перекрестках или неподалеку от колодцев, соблюдение запретов, связанных с Благовещеньем или Пасхой; вспахивание или перекапывание земли (пересохшего русла реки или дна реки); разрушение муравейников, умерщвление лягушек и ужей.

Магические обряды раннего христианства

-4

После обращения славян в христианство магические обряды причудливым способом переплелись с церковными ритуалами. Во многих селах, умоляя Бога о дожде, устраивали молебны возле колодцев, обход колодцев, ограждение, обметание вениками. Для привлечения дождя закапывали однодневный крест, изготовленный всей общиной, чистили колодцы, освящали воду в них. В колодцы бросали освященный мак, цветы, горох, глиняную посуду или черепки, причитали за утопленником. Для этого выбирали самый старый колодец и обходили его в соответствии с определенными правилами. Впереди шли три вдовы: первая несла икону, вторая хлеб-соль, третья шагала рядом. Они брали друг друга за руки и обходили колодец, молились и просили дождя. Освященной во время молебна водой взбрызгивали огород, дом, животных, двор. Иногда крестный ход следовал на поле, чтобы освятить посевы. Воду из всех колодцев в деревне разливали на дороге – это делали все жители, или вдовцы, или вдовцы, или только девушки.

Иногда во время засухи дети проводили ритуал умерщвления, оплакивания и похорон лягушки. Также известен обычай убивать во время засухи ужа или лягушку и вешать их на деревьях, заборах или воротах.

Вы неслучайно попали на наш канал ибо случайностей не бывает. Подписывайтесь на канал и добро пожаловать в мир знаний наших предков ! Советуем посетить сайт Sueveria.com где вы найдете много полезной и увлекательной информации.