Найти тему

Что делал капитан "Титаника", пока корабль тонул?

Оглавление

Тело Смита так и не было найдено, и его последние минуты остаются тайной—без недостатка противоречивых рассказов.

Никто точно не знает, где находился капитан Э. Дж.Смит в 11:40 вечера в воскресенье, 14 апреля 1912 года. Но свидетели говорили, что он появился на мостике "Титаника " буквально через несколько минут, спрашивая, на что наткнулся легендарный корабль, совершавший свое первое плавание через Атлантику.

“Айсберг, сэр, - ответил первый помощник Уильям Мердок.

Так началась худшая ночь в жизни Эдварда Джона Смита, во всем остальном очарованного. За более чем 40 лет в море он редко участвовал в авариях и никогда не привлекался к ответственности. Теперь ему предстояло возглавить одну из самых страшных морских катастроф всех времен. Через несколько часов более 1500 пассажиров и членов экипажа, включая самого Смита, будут мертвы.

Тело Смита так и не нашли, и его последние мгновения остаются загадкой, и нет недостатка в противоречивых рассказах—в том числе в том, в котором он спрыгнул с корабля, держа на руках ребенка. Как писал писатель УИН Крейг Уэйд в книге “Титаник: конец мечты ", " капитан Смит имел по меньшей мере пять различных смертей, от героической до позорной.” Ходили также слухи о его выживании.

Противоречивые Сообщения О Повреждениях

Поначалу казалось, что удача не покинет Смита. Четвертый помощник Джозеф г. Боксхолл быстро осмотрел корабль и, вернувшись на мостик, доложил, что не обнаружил никаких повреждений. Но какое бы облегчение Смит ни испытал в этот момент, оно быстро улетучилось. Томас Эндрюс, главный конструктор "Титаника", сообщил, что его осмотр выявил затопление по крайней мере в пяти из 16 водонепроницаемых отсеков "Титаника". В то время как корабль мог оставаться на плаву с четырьмя затопленными отсеками, в зависимости от их местоположения, пять опрокинулись на катастрофическую территорию. Примерно в полночь Эндрюс сказал Смиту, что "Титаник" может продержаться еще 60-90 минут.Теперь Смит знал, что "Титаник" обречен. Он также знал, что его 20 спасательных шлюпок общей вместимостью 1178 человек не смогут вместить более 2200 пассажиров и членов экипажа на борту.

Призрачный Спасательный Корабль

У капитана все еще оставалась надежда избежать полной катастрофы. Вскоре после столкновения он и другие офицеры увидели, как им показалось, огни ближайшего корабля. По некоторым оценкам, до него было не более пяти миль.

В 12:05 Смит отдал приказ открыть спасательные шлюпки и предупредить пассажиров. Тем временем он приказал двум корабельным радистам приготовиться к передаче сигналов бедствия. Через десять минут, по оценке выжившего оператора, он вернулся и отдал им приказ послать CQD, универсальный сигнал бедствия, который вскоре был заменен SOS.

Корабль, который они заметили вдалеке, не ответил, но несколько других ответили. Ближайший, "Карпатия", ответил, что он изменит курс и поспешит на позицию "Титаника". Но "Карпатия" находилась в 58 милях—или примерно в четырех часах—от него. Сейчас было чуть больше 12:30.

Все еще надеясь привлечь внимание таинственного корабля поблизости, капитан приказал запустить ракеты бедствия в 12:45 утра, в то же время Боксхолл попытался связаться с ним сигнальной лампой, мигая мольбой о помощи азбукой Морзе. Ни на то, ни на другое ответа не последовало.

Состояние шока?

Примерно в 12.45 члены экипажа спустили на поверхность океана первую из спасательных шлюпок "Титаника". Хотя Смит приказал открыть шлюпки около 40 минут назад, он не отдавал приказа начать погрузку и спуск их, пока второй помощник Чарльз Лайтоллер не напомнил ему, спросив: “не лучше ли нам погрузить женщин и детей в шлюпки, сэр?”

Это был один из нескольких инцидентов, которые заставили некоторых историков задаться вопросом, не впал Ли Смит в состояние шока.

В другом случае Смит приказал спустить спасательную шлюпку с шлюпочной палубы на прогулочную палубу, чтобы пассажирам было легче забраться внутрь. - Разве вы не забыли, сэр, что все эти стеклянные окна закрыты?” - мягко напомнил ему пассажир. - Клянусь богом, вы правы!” - Ответил Смит. Очевидно, он перепутал частично закрытую прогулочную палубу "Титаника" с полностью открытой палубой его родственного корабля "Олимпик", которым он ранее командовал.

С этого момента вся деятельность Смита превратилась в сплошной туман. Он не отказался от таинственного корабля, приказав экипажу по крайней мере одной спасательной шлюпки грести к огням, высаживать пассажиров и возвращаться на "Титаник" за новыми.

Смит также периодически связывался с радистами, пока около двух часов ночи не освободил их от дежурства и не сказал, чтобы они попытались спастись.

Внешне Смит, похоже, держался храбро и казался капитаном до последнего, по крайней мере для большинства наблюдателей. “Я видела, как Капитан Смит волновался; пассажиры не заметили бы этого, но я заметила”, - писала Мэй Слоан, выжившая стюардесса "Титаника", вскоре после катастрофы. - Я знал, что мы скоро уедем.”

Многие смерти капитана Смита

В 2:20 ночи последняя часть "Титаника" исчезла между волнами. Последние минуты жизни Смита точно не известны, но сообщения сильно различались.

Некоторые ранние газетные сообщения, якобы подтвержденные очевидцами, говорят, что он застрелился из пистолета, хотя мало кто из историков верит им. Выживший радист Гарольд Брайд, более надежный свидетель, сказал, что видел, как Смит “нырнул с мостика в море.” Другие говорили, что его унесло волной или, будучи унесенным, он поплыл обратно на "Титаник", чтобы встретить свой конец.

Несколько свидетелей утверждали, что видели его в воде. В отчете, приписываемом кочегару “Титаника” Гарри старшему, Смит спрыгнул с корабля с “младенцем, нежно зажатым в руках", поплыл к ближайшей спасательной шлюпке, передал ребенка и поплыл обратно к "Титанику", сказав: "Я буду следовать за кораблем.”

Третьи полагали, что он добрался до перевернутой спасательной шлюпки, но потерял хватку, возможно, когда одна из огромных труб "Титаника" вырвалась и рухнула в воду неподалеку.

Но Действительно Ли Он Умер?

Еще более странным является несколько широко разрекламированных сообщений о том, что он вообще не умер. Например, через три месяца после катастрофы "Титаника", в июле 1912 года, Человек из Балтимора по имени Питер Прайал сообщил, что видел Смита на улицах этого города. Прайал был не обычным чудаком, а весьма уважаемым местным бизнесменом, который утверждал, что был офицером на борту лайнера "Уайт Стар" около 30 лет назад, когда Смит был его капитаном. Кроме того, врач прияла подтвердил, что он “абсолютно вменяем и не подвержен галлюцинациям.”

На самом деле прайал сказал, что видел Смита дважды, один раз в среду и еще раз в следующую субботу, когда он вернулся на то же самое место, чтобы найти его. После часа ожидания он сказал, что увидел Смита, подошел к нему и спросил, как мы. “Очень хорошо, Прайал, - якобы ответил мужчина, - но, пожалуйста, не задерживайте меня. Я по делу.”

Прайал сказал, что проследил за Смитом до железнодорожной станции. Перед тем как сесть на поезд до Вашингтона, сообщил Прайал, мужчина улыбнулся ему и сказал:”

- Не может быть, чтобы я ошибся.” - Сказал прайал репортеру. - Я узнал бы его и без бороды.”

Смит вернулся в новости в 1940 году, когда в письме в журнале Life предположили, что капитан закончил свои дни в качестве пожилого бродяги в Лиме, штат Огайо, известного как “Тихий Смит".” Среди улик: мужчина прибыл в город через три года после катастрофы "Титаника", назвался Смитом, был примерно того же возраста и роста, что и Смит, и носил татуировки, распространенные среди моряков. Лайф , похоже, не знал, что сразу после смерти Сайлента Смита в 1915 году "Лайма Ньюс " опознала в нем некоего Майкла Маккенну.

Приговор капитану Смиту

Сразу после катастрофы газеты объявили Смита героем, отважным капитаном, погибшим вместе со своим кораблем. Брюс Исмей, председатель правления "Уайт Стар", сошел в спасательной шлюпке и был обвинен в том, что заставил Смита поддерживать безрассудную скорость.

В ходе последовавших британских и американских расследований обнаружилась более сложная картина. Смита обвинили в том, что он игнорировал ледовые предупреждения других кораблей и не смог снизить скорость корабля в соответствии с текущими условиями. Британское расследование, по существу, оправдало его, заявив, что он не сделал ничего такого, чего не сделали бы другие капитаны. Американское расследование было лишь немного жестче в своих суждениях. Сенатор от Мичигана Уильям Олден Смит, возглавлявший Следственный комитет сената, заявил, что “безразличие капитана Смита к опасности было одной из прямых и способствующих причин этой ненужной трагедии.”

Но Сенатор также отдавал ему должное за его “мужественную осанку и нежную заботу о безопасности женщин и маленьких детей”, а также за его “готовность умереть.”