Я уже рассказала о том, почему первые работы Братства прерафаэлитов так шокировали публику, и о том, что они за 10 лет до импрессионистов начали на своих картинах изображать сцены из современной жизни и подняли вопрос о роли женщины в современном обществе (ссылки будут в конце статьи). Сегодня продолжаю рассказ.
Есть мнение, что первыми писать работы на пленэре, а не в стенах мастерской, и использовать светлые тона начали импрессионисты. Но и в этом прерафаэлиты опередили их на 10 лет! Члены братства стремились лучше понять природу и хотели писать пейзажи такими, какими они были в действительности, с практически научной точностью.
Промышленная революция была в разгаре, активно развивалось железнодорожное сообщение. У прерафаэлитов появилась возможность быстро попасть из Лондона за город, чтобы писать очень реалистичные и детализированные пейзажи. До этого пейзажи писали в мастерской с набросков.
Конечно, работа на природе требовала тщательной подготовки. Масляные краски в тюбиках появились позже. А прерафаэлиты смешивали цветные пигменты в виде порошка с масляной основой и помещали в свиной пузырь. Краски надо было упаковать так, чтобы в случае непогоды они не пострадали. Также везли на поезде мольберты и холсты.
В 1851 году Джон Эверетт Милле и Уильям Холман Хант отправились по новой ветке железной дороги в графство Суррей к реке Хогсмилл.
Офелия
Милле закончил работу над картиной «Офелия» в 1852 году. В ее основе лежит сюжет из пьесы Шекспира «Гамлет». Офелия, собирая цветы, падает в ручей и тяжелые одежды утягивают ее под воду.
Обычно мы «читаем» картины слева направо. Но композиция выстроена таким образом, что течение реки идет справа налево. Это нарушение привычного правила вызывает у зрителя тревогу, беспокойство.
Милле очень много внимания уделял деталям в истории утонувшей Офелии. В частности он очень подробно выписал разные виды растений, к которым отсылает текст пьесы. Я слышала историю, что один британский профессор ботаники шутил, что лучше водить студентов изучать виды растений к картине Милле, чем вести их на природу. Не знаю, было ли это на самом деле.
Закончив работу с пейзажем на природе, художник вернулся в Лондон, чтобы написать саму Офелию. Это тоже противоречило принятым в то время стандартам в живописи. Позировала ему Лиззи Сиддал, которую можно увидеть не только на этой картине прерафаэлитов. Чтобы достоверно изобразить Офелию в воде Лиззи приходилось часами лежать в ванне, которая обогревалась с помощью нескольких свечей. Однажды художник так увлекся работой, что не заметил, как свечи погасли. А Лиззи почему-то тоже ему об этом не сказала, хотя очень замерзла и впоследствии серьезно простудилась. Ее отец пригрозил художнику судебным разбирательством, если он не возместит расходы на врача. Больше Лиззи художнику не позировала.
В разных источниках мне встречались разные мнения относительно того, как работу Милле приняли зрители. В одном из них была информация, что картина была принята хорошо. В другом — что современники не сразу ее оценили. Но в любом случае художнику удалось изобразить смерть красивой. Грустной, но не пугающей, не отталкивающей.
Наемный пастух
Еще одна картина, написанная на пленэре неподалеку от реки Хогсмилл Уильямом Холманом Хантом в 1851 году — «Наемный пастух». На ней художник старался передать свечение летнего солнечного пейзажа. Для достижения лучшего эффекта он отошел от обычной в то время практики живописи на темном фоне. Он загрунтовал холст белым. В результате цвета получились гораздо ярче.
Для проработки совсем мелких деталей, таких как реснички и травинки, он использовал очень тонкую акварельную кисть. Из-за такого маниакального внимания к малейшим деталям работа шла очень медленно, иногда по несколько сантиметров в день. А ведь размер работы составлял 76,4×109,5 см.
Пейзаж Хант полностью написал на природе. Работал по 11 часов в сутки с июня по октябрь. В переписке он описывает все те неудобства, которые ему пришлось испытать на пленэре. Тут и мухи, и жара, и жажда, и два гуся, которые норовили испортить композицию :).
Моделью для женского образа стала местная девушка Эмма Уоткинс. Она получила разрешение от матери на то, чтобы отправиться с художником в Лондон и позировать ему в мастерской. Для мужского образа предположительно позировал профессиональный натурщик.
Несмотря на то, что в основу картины Ханта лег евангельский сюжет о добром пастыре и наемном рабочем, публика восприняла ее негативно. В раскрасневшихся героях была усмотрена излишняя откровенность и чувственность. Кроме того, «Наемного пастуха» сравнивали с «Офелией», а работы очень сильно контрастировали друг с другом. Как бы то ни было, в 1852 году картину купили за 300 фунтов.
Портрет Джона Рёскина
И еще одна картина, написанная Милле непосредственно на природе —портрет Джона Рёскина. Известному критику, который своим авторитетом заставил общество принять творчество прерафаэлитов, нравилось, насколько детально художник выписывает свои работы. Поэтому он заказал ему портрет. Для этого Милле, Рёскин, его жена Эффи и несколько слуг отправились в Шотландию.
На картине не видно линии горизонта, что нехарактерно для пейзажей того времени. Рёскин и Милле выбрали специфическое место — овраг с каменистыми берегами, по дну которого бежал ручей. На портрете Рёскин стоит на камне, который символизирует твердость его этических и моральных принципов.
Однако в процессе создания портрета случилось неожиданное — Милле сблизился с Эффи и влюбился в нее. По прошествии пяти лет брака Эффи все еще оставалась девственницей (только давайте не будем выяснять интимные подробности) и по возвращении из Шотландии подала на развод. В 1855 году она вышла замуж за Милле. По понятным причинам отношения критика и художника разладились.
Продолжение тут!
Вот тут вы можете найти навигацию по полезным статьям моего канала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал :)
Также вам могут быть интересны статьи: