Найти тему

Почему я не художник? Современное искусство, которое мне нравится.

Люди, которые говорят, что вообще не принимают современное искусство, чаще всего очень мало с ним знакомы. Оно бывает разным.

Я в этом тоже не специалист, рассуждаю как обыватель: нравится или нет. Иногда и для меня остается загадкой, что хотел сказать художник вот этой скульптурой. Но сейчас я расскажу о том, на что мне было интересно посмотреть и объясню почему.

В Санкт-Петербурге во дворе Фонтанного дома, проходит выставка, посвященная Иосифу Бродскому.

Фонтанный дом, или Шереметевский дворец - это один из особняков Санкт-Петербурга, достопримечательность. После революции в одном из его флигелей жила Анна Ахматова, там теперь музей. Во внутреннем дворике симпатичный садик, в котором часто проходят различные культурные мероприятия. Например, выставка о которой пойдет речь.

Портрет Анны Ахматовой перед входом
Портрет Анны Ахматовой перед входом

Иосиф Бродский - это поэт, если что. (Уточним на всякий случай.) Я вообще не поклонник поэзии. Мне нравятся отдельные стихи разных авторов, но в целом я не любитель этого жанра. Единственное исключение - солнце русской поэзии, "наше все", непревзойденный Александр Сергеевич Пушкин. Вот мой единственный любимый поэт.

Творчество Есенина, Лермонтова, Маяковского и Блока мне нравится, но в ограниченных количествах. Ахматова не близка, а биография Цветаевой настолько ужаснула меня в свое время, что я просто сразу решила держаться подальше от ее творчества.

Ввиду вышеизложенных фактов, идея пойти на мероприятие, связанное с поэзией меня саму никогда бы не посетила.

Так как я там оказалась? Меня привела подруга оценить событие не в контексте творчества Бродского, а как арт-объект.

Итак, входим во дворик. Все под открытом небом, вход свободный.

Экспозиция называется "Сохрани мою тень" и навеяна фотографиями, сделанными в квартире поэта в день отъезда в вынужденную иммиграцию.

Тоска и безысходность, которую, видимо, чувствовал Бродский в тот момент жизни очень ясно читается через визуальные образы.

Перед нами стена, на ней инсталляции. Переходим от одной части к другой так, как будто проходим мимо сменяющихся театральных декораций. Маленькие белые таблички - это отрывки из произведений Бродского, навеявшие подобные картины.

Все начинается с остановки с номером автобуса, который шел к дому Бродского на Литейном и известной строчки:

Почему на свете нет завода, где бы делалась свобода?

Исписанная стена, старая телефонная будка и мы переходим в подъезд со знакомыми с детства почтовыми ящиками. Отштукатуренная внешняя часть дома сменяется зеленым цветом парадной.

Прощай,
позабудь
и не обессудь.
А письма сожги...
-3

Дальше начинается квартира, прихожая, вешалка, полки для обуви...

-4

Старое пальто, вмерзло или вросло в стену.

Ты, в коричневом пальто, я, исчадье распродаж.
ты – никто, и я – никто. Вместе мы – почти пейзаж

Проходим, множество слоев обоев в старой коммуналке, полка для телефонного справочника и оборванный провод от телефона.

Мы — только части крупного целого, из коего вьется нить к нам,
как шнур телефона, от динозавра оставляя простой позвоночник.
Но позвонить по нему больше некуда...

А дальше письменный стол у окна, только в окне ничего не видно...

-6
Снаружи темнеет, верней — синеет, точней — чернеет.
Деревья в окне отменяет, диван комнеет.
Я выдохся за день, лампу включать не стану
и с мебелью в комнате вместе в потемки кану.

Потом кухня, шкафы, разбитая посуда, изразцовая печь...

Внутри у предметов — пыль.
Прах. Древоточец-жук.
Стенки. Сухой мотыль.
Неудобно для рук.
Пыль. И включенный свет
только пыль озарит.
Даже если предмет
герметично закрыт.

Определенно экспозиция погружает нас в мир стихов Бродского. Если была цель передать состояние человека в определенный момент жизни, то это получилось. Каждый может поймать ассоциации, додумать чувства и мысли поэта, а может быть даже вспомнить что-то свое...

Это похоже на детскую игру. Такая книжка с объемными картинками. Переворачиваешь страницу, а там не только текст, но и замок встает, а у него ворота открываются. Маленькая декорация сразу делает сказку ярче, почти как театр.

Кстати, одна из авторов выставки - театральный режиссер Яна Тумина. Есть в этом действительно немного от спектакля. Гораздо интереснее, чем традиционное представление о музеях с пыльными витринами.

Другие авторы: творческая мануфактура «ПТХ» - Маша Небесная, Женя Исаева.

Современное искусство в таком воплощении мне нравится. А вам?

Вот так это выглядит в перспективе и осенью. Своя такая фотография не получилась))) https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2020/11/2sl1.jpg
Вот так это выглядит в перспективе и осенью. Своя такая фотография не получилась))) https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2020/11/2sl1.jpg

Все статьи канала по тегу #чувство прекрасного