Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала. В этой статье я расскажу вам про такие должности на железной дороге, как дежурный по станции и поездной диспетчер, а также немного поведаю о рабочих конфликтах, часто возникающих между людьми этих профессий и машинистов.
Дежурные и диспетчеры
Начать стоит с того, что дежурный по станции (ДСП), как и поездной диспетчер (он же ДНЦ), в структуре РЖД, относятся к дирекции управления движением, которая имеет телеграфный адрес - «Д».
Дежурный по станции сам по себе является помощником начальника железнодорожной станции (ДС). В его обязанности входит руководство всем движением на станции: приёмом, отправлением и пропуском поездов, а также маневровыми работами. В его распоряжение входят локомотивы, вагоны, восстановительные и снегоуборочные поезда, и другой специализированный подвижной состав.
Насчёт руководства маневровыми работами нужна одна помарка. На небольших станциях ими управляет ДСП, а вот на крупных узловых, или сортировочных станциях маневровые работы подконтрольны маневровому диспетчеру, он же ДСЦ. Кстати дежурный по станции находится в его подчинении. На сортировочных станциях маневровых диспетчеров может быть двое.
Управление движением осуществляется с пульта электрической централизации. Именно с него осуществляется управление и контроль за стрелочными переводами, сигналами и другими устройствами. На нём отображается положение поездов на станциях. Также с пульта осуществляется задание маршрутов при помощи маршрутных кнопок.
«Самым главным» движенцем является поездной диспетчер (ДНЦ). В его подчинении находятся и маневровый диспетчер, и дежурный по станции.
Рабочее место ДНЦ находится в здании Единого Дорожного Центра Управления Перевозками (ЕДЦУП). Поездной диспетчер единолично руководит движением поездов на своём участке, а его приказы имеют высшую силу для дежурных по станциям и машинистов.
В его обязанности входит составление предварительного графика движения и пропуска поездов на своём участке, регулирование этого самого движения и, разумеется, обеспечение безопасности движения.
Движенцы и машинисты
То, о чём я буду говорить далее, касается далеко не всех движенцев и машинистов, а основано о тех или иных случаях, информацией о которых я располагаю.
Если ДСП и ДНЦ относятся к дирекции движения, то машинисты относятся к дирекции тяги (ТЧ - тяговая часть). Помимо этого, так уж сложилось, что машинист - это рабочая профессия, в то время, как движенец - «ИТРовская», то есть инженерно-техническая.
А ещё у машинистов график абсолютно не поддается никаким объяснениям. То есть машинист может ехать 12 часов, затем приезжает в пункт оборота, где ночует, после чего едет обратно. В зимнее время года, когда поездов становится меньше, машинисты могут сидеть дома, но фактически они находятся на работе - вызвать могут в любой момент.
В это же время специалисты дирекции движения работают посменно с нормированным графиком. Пришёл, отработал смену, ушёл домой. Из-за этого некоторые (ещё раз сделаю помарку, что не все) дежурные и диспетчеры относятся к машинистам, как к скоту. Причём во времена Советского союза, как раз таки локомотивщики были самыми почитаемыми работниками Ж/Д.
Часто бывают ситуации, когда машинистам приходится подолгу стоять на станции, обгонном пункте или разъезде (в основном касается грузового движения), во всём этом, разумеется, вина возлагается на движенца. Из-за этих стоянок ещё бывает так, что заканчивается рабочее время до того, как поезд доехал до конечной или станции смены локомотивной бригады.
Машинисты могут считать, что они лучше знают, как нужно организовывать работы службы движения, что тоже добавляет раздражения. Вообще это распространённая проблема, такое и в авиации встречается между пилотами и диспетчерами.
Короче, важно понимать, что главный на железной дороге - это ни движенец, ни машинист, ни путеец, ни СЦБист, даже ни Белозёров, а ПТЭ (Правила Технической Эксплуатации), ИСИ (Инструкция по сигнализации) и ИДП (Инструкция по движению поездов и маневровой работе).
В РЖД настолько много различных местных инструкций, что они в некоторых аспектах противоречат друг другу. Это вызывает не только конфликты между представителями железнодорожных профессий, но и аварии, и крушения.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
Читать далее:
• Зачем нужны громкоговорители и столбы с кнопками на железнодорожных станциях?
• На Восточно-Сибирской Ж/Д решили полностью отказаться от светофоров! Рассказываю зачем, и в пользу чего.
• Может ли пассажирский локомотив водить грузовые составы и наоборот?