Хабиб Нурмагомедов сдержал слово и ушёл из профессионального спорта. Легендарный российский боец смешанных единоборств, действующий чемпион UFC сообщил, что больше выступать не будет. Ни разу не побеждённый, он решил оставить бои, выполняя обещание, данное матери: на биться без присмотра отца.
Хабиб принадлежит к российской школе боевого самбо, поэтому Общественная служба новостей обратилась к президенту Федерации боевого самбо России Алексею Малому . Мы попросили рассказать: чем будет заниматься Хабиб теперь? И ждёт ли его Федерация в роли тренера?
Вот что нам рассказал Алексей Малый.
Слово отца – закон. Дело отца – судьба
Хабиб уже волей-неволей «подхватил» школу своего отца, которую тот долгие годы создавал. Поэтому теперь её возглавляет «Манапович». Отец Хабиба – это он для кого-то Абдулманап Магомедович, а мы его практически с детства звали «Манап». Поэтому и Хабиб в узком кругу – уже «Манапович».
Школу, которую Манап создал – она довольно обширная: несколько клубов в ней объединилось, много людей. В том числе он и в Москве запланировал открыть свои клубы. Поэтому куда теперь Хабибу деваться? Парень он порядочный, поэтому дело отца просто обязан продолжить.
Соревнования Хабиб хотел забросить ещё пять или семь лет назад. Но отец его – прямо при мне было – отвешивал ему подзатыльники и отправлял биться ещё и ещё. Потому что для семьи же надо зарабатывать!
Абдулманап по образованию – бухгалтер, поэтому и занимался всей бухгалтерией сына, вёл все его контракты. Можно даже сказать, что он был ещё и его менеджером.
Вот и получалось, что, когда Хабиб говорил: «Хватит боёв, я уже женат, у меня ребёнок», – отец отвечал: «Нет, это тебе хватит. А для семьи – мало. Давай работать». А, поскольку он парень с Кавказа, значит, раз отец сказал, он не может ослушаться.
Если скажет – иди копать огород, пойдёшь копать огород. Какой бы ты ни был чемпион, а отец – есть отец, как ты ему можешь перечить?
Легенда не может простой уйти
В результате, когда отца не стала, вся система, созданная им, опустилась на плечи Хабиба. Часть тех ребят их родственников, которые были при этом, они, собственно, и остались. Но теперь сменился лидер. И значит, хочет он или не хочет (а Хабиб-то как раз не хочет), он должен встать во главе. Другие его к этому очень настойчиво подталкивают: людей много, они все зависят от успешности системы.
Если сейчас всё это бросить, то все эти здания, все эти комплексы, все эти школы, сотни людей, которые в них занимаются – куда они денутся?
Тем более, что под имя и талант Хабиба Россия выделила какие-то бюджеты на развитие данного направления. Дагестан на эти средства очень рассчитывает. Но деньги – целевые, на строго определённые проекты, строго определённым людям. Если они отойдут в сторону, то и деньги подвиснут.
Например, через горы к школе Хабиба будет строиться дорога. Это очень большой проект для района, деньги на него никогда бы просто так не выделили, если бы не встреча Хабиба с Путиным. И другие не менее долгосрочные обязательства.
А сам Хабиб – повторю – парень порядочный, не может людей подвести.
Будет ли Хабиб тренером?
Хабиб пока не тренер. И быть им пока не хочет. Он лидер.
Тренера, которые были в клубах при его отце, они свою работу и продолжают. Сам Хабиб на тренировках иногда появляется, проводит что-то типа мастер-классов. Но пока это ещё не стало постоянной практикой.
Тут ведь надо понимать, что сделать самому, и рассказать другим, как надо сделать – это совсем разные вещи, совсем другая работа. Педагог и спортсмен – это два разных рода деятельности. Одних знаний мало, нужно ещё уметь заинтересовать, уметь преподать, не обижая человека, указать на его недостатки. Все же тоже со своим характером, со своим самолюбием. С кем-то ошибёшься – на следующий день он уже не придёт на занятия.
И Хабиб пока ещё не настолько силён, как методист. Но он старается.