Добрый вечер, уважаемые читатели! С вами канал "Не хлебом единым"! Последние годы среди православных христиан все больше распространяются такие рассуждения, что "лучше съесть сосиску, чем человека", и "в современном мире невозможно исполнить все предписания устава". Так ли это? И какой меры поста Церковь требует от своих чад соблюдать неукоснительно?
Согласна с тем, что поститься по Типикону мирянам сложно и совершенно не обязательно. Это может быть только сознательным выбором.
Типикон - ((греч. образец) - в широком смысле - богослужебный и дисциплинарный Устав Церкви. В настоящее время в Русской Церкви используется Иерусалимский Устав лавры прп. Саввы Освящённого , который примерно с XV в. заменил Студийский Устав).
Напомню, что Типикон предписывает в будние дни Великого Поста сухоядение, при этом пища вкушается один раз (примерно в 15 ч., а в среду и пятницу - после Литургии Преждеосвященных Даров, которая совершается вечером). В субботу и воскресенье - горячая пища с растительным маслом дважды в день. В Лазареву субботу вкушается рыбная икра, на Благовещение и Вербное воскресение - рыба.
Чего Церковь требует в отношении Поста для мирян?
Это четко определено в правилах Святых Апостолов и правилах Шестого Вселенского Собора:
Правило 69 Святых Апостолов
"Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен ."
Итак, во-первых, нарушение Великого Поста, а также среды и пятницы каралось отлучением от Причастия.
Разъясняя это правило византийский канонист Вальсамон (XII в.) поясняет, что для немощных (больных, беременных и кормящих, детей (до 14 лет))возможно послабление, но вкушение мяса в святую Четыредесятницу не позволено даже лежащим на смертном одре!
То есть отменять пост, а вкушение мяса - ни что иное, как полная отмена поста, не позволительно никому ни при каких условиях!!!
И нет у святых отцов никаких "высоких" и в то же время лукавых рассуждений о том, что главное - воздерживаться от осуждения, гнева и т. д., а телесный пост можно и нарушить, особенно "ради любви к ближнему" (например, если в гости неверующие пригласили).
Наоборот, нарушение (разрешение) поста относится к превозношению, гордыни.
Правило 19 Гангрского собора
Аще кто из подвижников, без телесные нужды, возносится и разрешает посты, преданные к общему соблюдению и хранимые церковью, пребывая притом в полном разуме: да будет под клятвою.
В самом деле, как может тот, кто не воздерживается от мясной и молочной пищи (то есть не может подчинить собственное тело) воздерживаться от иных страстей, гораздо более тонких и коварных?
Ведь телесный пост и нужен для того, чтобы смирить тело, настроить душу на покаяние и борьбу.