16-й день путешествия от Пензы до Владивостока на велотандеме
Наконец, дозвонился
Не сбылось. Ночью сильный дождь безнадёжно залил весь Челябинск. И кончаться он, похоже, не собирается. Раннее утро, но в гостинице уже скучно.
Звоню Василию Потапову и, наконец, слышу его голос. Приглашает ехать к нему, чтобы переждать дождь в его квартире. Объясняет, как добираться. Так и есть! В субботу и воскресенье, когда мы приехали в Челябинск и провели здесь день, он был в двухдневном велопоходе.
Рассчитываемся с гостиницей. Спускаю на первый этаж тандем. На улице продолжается ливень.
Спрашиваю охранника:
— Можно, чтобы эта машина постояла у стенки за Вашим столом несколько часов?
— Пожалуйста, — отвечает, — хоть несколько суток!
Оставляем тандем в гостинице, а сами с велорюкзаками, городским транспортом, изрядно промокнув, добираемся до остановки, где Василий, такой же промокший, ждёт нас вместе со своей любимой собакой.
Идём домой к Василию. Понимаем, если бы он нас не встретил, сами искали бы долго. Разговор сразу пошёл о велосипедах, путешествиях и тому подобных вещах. У Василия любимое занятие — это ездить на своём горном велосипеде где-нибудь вдали от асфальта. В этом есть свои прелести. Накатав несколько десятков километров по лесным склонам, можно хорошо нагрузиться, получить замечательные впечатления, отработать и проявить немало полезных качеств.
Заходим в квартиру. Сразу видим его велосипед. Он уже вымыт и висит на своём месте, на металлической стойке, под самым потолком. Василий приглашает нас располагаться, а сам собирается на работу. Уходя, берёт наши новые фотографии, чтобы отсканировать их и отправить по электронной почте на сайт «veloplus».
Дождь дождем, а дела делать надо. Ближе к полудню еду в гостиницу, забираю тандем, стоящий под бдительным оком охраны. В ответ на мою благодарность, охранник ответил: «Пусть ещё стоит. Никуда не денется».
Чаще по тротуарам, где меньше луж, еду к месту нашего пристанища. Следует заметить, что в подавляющем большинстве дороги и тротуары Челябинска, по которым довелось ехать на тандеме, выложены так, что ничто не препятствует езде. Везде на пересечениях тротуаров с дорогами, выложены уклоны, удобные для велосипеда, детской или инвалидной коляски. Далеко не во всех городах этому моменту уделяется должное внимание.
Заношу тандем на этаж, звоню.
— Быстро ты! — говорит Людмила, открывая двери.
— А как же? Освоился уже.
Немного отдохнув и дописав незаконченные письма, иду в почтовое отделение, чтобы отправить их, а также проявленную фотоплёнку.
За этими делами заканчивается день. Возвращается с работы Василий. Вместе готовим ужин. Садимся за стол. Рассказываем друг другу о себе, об увлечениях и путешествиях. Находим в наших взглядах много общего. Заканчиваем ужин мороженым с бальзамом.
Рассматривая тандем и снаряжение, Василий высказал удивление по поводу того, что мы везём с собой в такое далёкое путешествие очень мало вещей. Обсуждаем и эту тему.
Набрать много груза не проблема. Вспомним классику: «Трое в лодке, не считая собаки». С какой поразительной лёгкостью разрастался список «необходимых» предметов у родоначальников активного отдыха! Проблема в противоположном — определиться с лишним и отказаться от него. Нередко велотуристы бравируют тем, что их велорюкзаки весят 35—40 кг. Хотя при этом, чаще всего, их путь проходит по вполне цивилизованным местам.
Мы считаем, что, скорее, это признак недостаточной подготовки к путешествию. Велосипед — как самолет, должен быть легким и прочным. Это же относится ко всему, что лежит в рюкзаке. Над оптимальностью сочетания веса, прочности, габаритов и надо работать.
Заметный результат в решении этих проблемы появляется по мере накопления опыта, и постепенно. Мы давно уже выработали такую методику. Перед каждым путешествием составляется список предметов, которые берём с собой. По завершении путешествия, на основе полученного опыта, каждый предмет из этого списка анализируется по различным факторам его использования. Каждый предмет получает оценку и направление дальнейшей работы с ним.
Например, после путешествия на тандеме из Пензы в Москву в списке, среди многих прочих, появились такие пометки:
— Тандем — укрепить заднее колесо.
— Печка — норма.
— Котелки — 2 шт. — достаточно одного, в сочетании с термосом.
— Топорик — в сочетании с печкой оказался не нужен.
— Палатка — сделать легче и чтобы быстрее ставилась.
— Велорюкзак (верхняя сумка) — неудобно с бумагами. Придумать отдельный, съёмный объём, для хранения карт и других бумаг.
И так, по каждому предмету. Такие пометки становятся началом в очередном этапе совершенствования снаряжения. С них, пожалуй, и начнётся подготовка к следующему путешествию. Эти рекомендации, выданные самим себе, стараемся выполнять по мере появления времени и прочих ресурсов, а также, по мере выработки идей их реализации. Не всегда и не всё удаётся успеть.
Бывает, что не можем сразу найти приемлемый способ достижения цели. Тогда, этот пункт будет ждать лучших времен, но с повестки не снимется. Списки предметов всех наших путешествий хранятся, и мы нередко заглядываем в них.
Проливной дождь закончился только около девяти вечера. Да, сегодня ехать не пришлось. Получился ещё один день вынужденной остановки. Но не беда. Из графика мы пока сильно не выбиваемся.
К тому же, общение с Василием, обсуждение тем, связанных с велосипедом, снаряжением, путешествиями и идеями, сделало ожидание погоды вовсе не утомительным.
Показываем Василию нашу печку, которая ему очень понравилась.
Печка щепочница
— один из наиболее полезных атрибутов туристического снаряжения, который мне удалось изготовить. Она позволила нам отказаться от костров. Костёр всегда разный и трудоёмкий. Каждый костёр требует дров, обустройства и нового подхода на новом месте, что отнимает немало драгоценного времени. Печка всегда одинакова. При её эксплуатации не надо ничего придумывать. Используем печку для быстрого приготовления пищи.
Простите за лирическое отступление. Я уже вижу, как почитатели углеводородного топлива хватаются за сердце со словами: «Печка? Анахронизм! Все давно уже ходят с газом или бензином!»
Успокойтесь, уважаемые! Мы в курсе. Подумайте лучше, зачем возить с собой топливо, быть зависимым от него, тратить деньги и время, если оно бесплатно и доступно? Примус «Шмель» весит столько же, сколько печка. Но необходимый объем бензина прибавит к весу снаряжения ещё килограмм, а то и больше. Сегодня найти на трассе бензин проблемы не составляет. Бензозаправок на трассе достаточно (для нас). Но заправляться бензином в маленькие объёмы, например в бутылку, крайне неудобно. Причём её, вонючую, надо будет укладывать в велорюкзак рядом с продуктами или одеждой. Копоть от пламени бензина оседает на котелке так же, как и от пламени дров. Всегда пришлось бы думать об остатке бензина, об экономии, о своевременном восполнении его запаса. А это уже, дополнительная нервная нагрузка. Так что, дружно скажем бензину — нет!
Газ лучше печки и бензина тем, что зажигается мгновенно, быстро греет, не коптит и ничего не пачкает. При соблюдении осторожности воду и пищу на газовой горелке можно разогревать и внутри палатки. Если в палатке становится невыносимо холодно, можно быстро нагреть воздух, включив в палатке газ. Но, сделав ставку на газ, попадаешь в зависимость от наличия в магазинах баллонов с газом, от времени открытия и закрытия магазинов, от расстояния, которое нужно до них проехать. На нашем маршруте это была бы сплошная головная боль. Да и приближаемся мы, не к Западной Европе, где газ в красивой упаковке лежит на прилавках супермаркетов, а к Восточной Сибири, где его неизмеримо больше, но залегает он глубоко под землей. Так что, дождёмся времён, когда самая протяженная в мире автомобильная трасса обрастёт всеми атрибутами необходимыми для цивилизованного путешествия. А пока, продолжаю.
Печка представляет собой открытую коробку из нержавеющей стали с толщиной стенок 1 мм. Сечение коробки 150 на 150 мм, высота 200 мм. Дно коробки похоже на решётку. В нём просверлены многочисленные отверстия диаметром 8 мм. А в нижней части каждой из четырёх стенок коробки вырезано окно шириной 100 и высотой 80 миллиметров. Посуда ставится на два съемных колосника. Печка стоит на четырёх съёмных ножках. Вес печки 1 кг. При транспортировке все съёмные элементы находятся внутри печки, туда же утопляется котелок. Собирается печка за полминуты, топится мелкими щепками, корой, сухой травой, ветками и шишками и существенно экономит время.
Использование нашей печки привело не только к исчезновению из обихода понятия «сходить за дровами», но и к исчезновению самого термина «дрова» в привычном его понимании. Отпадает необходимость возить с собой топор! Всё, что будет гореть в печке, можно легко наломать руками или собрать, не отходя от печки далее, чем за несколько метров. Чтобы вскипятить 2 литра воды, достаточно одной сухой ветки диаметром 2 сантиметра у основания и полтора-два метра длиной. В сырую погоду довести воду до кипения можно на берёзовой коре. Достаточно коры с одного метра ствола берёзы, даже с гнилого дерева. Эффективность печки объясняется направленностью пламени, возникновением тяги и, соответственно, значительно более высоким коэффициентом полезного действия, чем у костра.
В сухом лесу печка менее пожароопасна, чем костёр, не выжигает почву, не требует заготовки дров, их рубки и распиловки, то есть, не вредит лесу.
Не раз бывало, что лесники, для которых наличие костра является веской причиной затеять «серьезный разговор», при виде печки пасовали. Эта печка служит нам уже более десяти лет.
Засыпаем с уверенностью в том, что завтра выйдем на маршрут.
4 июня 2001 года, понедельник.
---------------------------------------------
- Продолжение: "По абсолютной равнине, среди озер, болот и берёз". О выезде из Челябинска и о дороге. Такой на нашем пути ещё не было.