Найти в Дзене
Задумчивый пенсионер

Мосты через реку Ай в Саткинской пристани, Новой пристани, поселке Межевой.

Оглавление

Мост через реку Ай в поселке Межевой. Современный вид. Фото автора.
Мост через реку Ай в поселке Межевой. Современный вид. Фото автора.

Очень приметная точка на карте Саткинского района. Челябинской области –мост через реку Ай. В переводе с башкирского языка Ай – Луна, река Лунная. Необходимость переправы через реку возникла одновременно с завершением строительства барочной пристани Саткинского металлургического завода в 1778 году.

До Пугачевского бунта 1773-1775 годов одно из ответвлений Сибирского тракта, ( Екатерининская дорога, кандальный тракт)- направление пути из центральной России в Сибирь, пересекало р. Ай у ныне существующего населенного пункта Старая пристань, откуда с 1758 года, после пуска доменного производства, отправляли барки- коломенки с металлом Саткинского метзавода. Постоянная связь с заводом поддерживала дорогу в проезжем состоянии до Сатки и далее на Миасс.

После уничтожения всех пристанских зданий и сооружений в 1774 году : причал, магазины-склады, верфи, жилые казармы и др. пугачевцами, (может быть, отрядом башкирских бунтовщиков), пристань с восстановлением завода перенесли на другое место берега р. Ай. От металлургического завода до новой барочной пристани путь сократился примерно на 11 вёрст.

Была прорублена по тайге просека, выкорчеваны пни и металл повезли на новую Саткинскую барочную пристань. Новая дорога стала основной по направлению Сатка- Тастуба- Бирск-Уфа. Через р. Ай был устроен «перевоз» (так называлась переправа в старинных документах) в виде канатного парома. В 1811 году при передаче Саткинского метзавода в казну в описи имущества барочной пристани значится паром.

В 1824 году через р. Ай на пароме переправился со своей свитой путешествующий Российский император Александр 1 Благословенный, который изволил отечески поздороваться с мужиками, работниками и жителями Саткинской пристани.

В 1845 году паромной переправой воспользовался герцог Максимилиан Лейхтенбергский, зять Николая 1, осуществлявший инспекторскую поездку по горным заводам Урала.

После отмены крепостного права паромная переправа была передана в ведение Златоустовской уездной земской управы. Паромщик назначался после «торгов» между несколькими претендентами (тендер), с выигравшим (предложившим более выгодные условия земству) подписывались «кондиции» где были оговорены права и обязанности работника. Один из главных пунктов - бесплатный перевоз любого проезжающего.

В начале 20 века вместо парома был построен «плашкоутный» мост – плавучий мост. Барки – плашкоуты соединялись между собой, сверху покрывался настилом, по которому переезжали-переходили с берега на берег.

С пуском Самаро-Златоустовской железной дороги, устройством железнодорожной станции Сулея, транспортная нагрузка на айскую переправу значительно увеличилась. Через Ай строится капитальный мост. Береговые устои моста были устроены из тесанного камня (работа пристанских каменотесов фабрики Наума Лазарева). Мостовые быки (ряжи) срублены из бревен в форме пятиугольника, острый угол был направлен против течения и во время ледохода играл роль ледокола. Внутренности сруба забивались каменным бутом. Сверху быков устраивалось деревянное мостовое покрытие. Останки береговых устоев сохранились на обоих берегах реки, к ним можно спуститься и потрогать рукой более чем столетнюю давность.

Береговые устои моста в селе Саткинская пристань начала 20 века. Фото автора.
Береговые устои моста в селе Саткинская пристань начала 20 века. Фото автора.

В 1919 году во время отступления колчаковских войск мост был подожжен. Кто поджег? «Красные», чтобы задержать отступление «белых» или «белые», чтобы задержать наступление «красных»? Мост был поврежден, но не уничтожен. В 1920 году он был восстановлен.

Осенью 1919 года село Саткинская пристань официально переименовано в село Новая пристань. (В 1973 году был образован пгт Межевой, куда вошла Новая пристань.)

В 1936 году образованы Южно-Уральские бокситовые рудники. С началом добычи руды на Межевском месторождении и необходимости ее транспортировки на станцию Сулея, старый мост не мог выдержать значительно возросшую нагрузку. Строится новый капитальный мост. Береговые устои, мостовые быки складывают из тёсанного камня (работа новопристанских каменотесов артели «Уральский жернов»).

Деревянный мост системы Гау-Журавского в селе Новая пристань. Фото из архива автора.
Деревянный мост системы Гау-Журавского в селе Новая пристань. Фото из архива автора.

Фермы моста конструкции Гау-Журавского были устроены из бревен, скрепленных железными тяжами. В 1938 году мост был запущен в эксплуатацию, он охранялся, была устроена специальная сторожка для охраны, перед въездом установлен шлагбаум. Мост был какой-то уютный, на нём и свидания назначали и гулять ходили на него! Пристанский «Бродвей» длиной 120 метров!

Почти тридцать лет простоял деревянный мост. В 1965 году был построен новый на металлических клепаных фермах установленных на существующих старых каменных быках

Мост на металлических фермах в селе Новая пристань. Середина 60 гг 20 века. Фото их архива автора.
Мост на металлических фермах в селе Новая пристань. Середина 60 гг 20 века. Фото их архива автора.

В середине 90-х годов был построен ныне существующий бетонный мост.(фото) Каменные опоры-быки моста 1938 года остались стоять в реке как памятник Новопристанским каменотёсам и мостостроителям 30-х годов.(

Свинки из тесанного камня работы Новопристанских каменотесов. Фото из архива автора.
Свинки из тесанного камня работы Новопристанских каменотесов. Фото из архива автора.

Остановись на берегу возле моста.

Почти два с половиной века назад назад отсюда отплывали барки-коломенки с металлом Саткинского метзавода, почти два века назад мимо тебя проследовали кареты Российского императора Александра 1. В 1845 году на этом месте блистательный герцог Максимилиан Лейхтенбергский беседовал с местными рыбаками.

100 лет назад здесь горел мост зажженный в ходе братоубийственной войны.

Перед Великой Отечественной войной по деревянному мосту пошли автомашины груженные бокситом Межевского месторождения. Шли конные обозы с зерном из Башкирии на станцию Сулея - еще все живы – до войны три года.

В настоящее время на берегу установлен мемориал памяти живых и павших , защитивших нашу Родину.

Посетите ПЕРЕПРАВУ ! Прикоснитесь к 240 летней истории нашего края!

Поставьте свои лайки, напишите комментарии и подпишитесь на мой канал.