Найти тему
Классические беседы

ГЕОГРАФИЯ В МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЯХ

Вот и начался второй цикл в группе «Основы». В географическом отношении мы в этом году концентрируемся на Европе. Уже несколько недель мы периодически рассматриваем с детьми новую тривиум-карту от «Классических бесед», сравниваем ее с картой, изученной в первом цикле: размышляем о том, куда делись Галлия и Британия; что стало с цивилизациями ацтеков, ольмеков и майя; как изменилась расстановка сил на Аравийском полуострове и др. Эти вопросы требуют подкованности не только в наглядном знании карты, но и в других сферах, поэтому я решила сфокусироваться на том, как география взаимосвязана с другими науками и какую практическую пользу могут извлечь родители-СОшники из этого. Итак, начнем:

1. ГЕОГРАФИЯ И ИСТОРИЯ. Мы с детьми уже давно пришли к простому, но важному выводу о том, что абсолютно всё совершается в какое-то время и в каком-то месте, после чего привычка обращаться к географическим картам прочно вошла в нашу жизнь. Мы рассказываем детям о том, где родились бабушки и дедушки, как мы оказались в Московской области и многое другое. Недавно мы вспоминали наши летние поездки, обозначали их маршруты на карте.

Неописуемый восторг вызывает планирование новых поездок и воображаемые путешествия. Берут ли ваши дети с собой игрушки, когда вы отправляетесь в путешествие? Почему бы им и дома не отправиться в воображаемое путешествие по различным местам на географических картах? Дети с удовольствием попутешествуют, передвигая по карте солдатиков, зверушек или куколок. Кукла Катюша у нас любит посещать достопримечательности разных стран: самый высокий водопад Анхель в Венесуэле, статую Иисуса Христа в Бразилии и др.

А однажды мы сделали бумажного голубя, который летал по странам с важными поручениями. Это также возможность рассказать детям о том, что этих птиц использовали для передачи информации еще в древности такие народы, как греки, римляне, египтяне, персы, евреи и др. Любители военной тематики непременно увлекутся рассказами о голубях-связистах во времена Первой и Второй мировых войн. Таким образом, прокладывание маршрутов известных путешественников и военных, соединенное с живым общением с родителями и проигрыванием исторических событий, вряд ли оставит кого-то равнодушным.

2. ГЕОГРАФИЯ И БИОЛОГИЯ. Изучите флору и фауну разных континентов, Исследуйте ареал обитания различных насекомых, птиц, животных. Детей младшего возраста легко заинтересовать каверзным вопросом о том, почему белые медведи не охотятся на пингвинов. Юные натуралисты со стажем с удовольствием займутся разбором следующих вопросов:

— Где растут оливковые деревья?

— Можно ли считать Грецию родиной гречихи и грецкого ореха?

— Куда осенью улетают птицы? Возвращаются ли они тем же путем, каким улетели?

— Где, кроме Австралии, можно встретить сумчатых животных?

— Можно ли увидеть бабочку монарх в России? и пр.

3. ГЕОГРАФИЯ И РИСОВАНИЕ. Карты от «Классических бесед» заламинированы, поэтому многоразовое обведение маркером контуров, наверное, одно из самых популярных занятий КБэшников. Также можно копировать карты с помощью кальки или обычных листов бумаги. Если приложить тетрадный лист к географической карте от «Классических бесед», контуры просвечивают довольно ясно, и мы с детьми обводили их карандашами, копировали отдельные части. Многие знают, что в КБ практикуется совместное рисование карт, когда несколько человек дорисовывают друг за другом, пытаются дать более целостную картину мира или его части. От возраста участников зависит степень точности и подробности карты. С детьми дошкольного и младшего школьного возраста можно рисовать материки и океаны, распределять страны по континентам. С детьми постарше мы наносим на карту и ниточки рек, и озера, и горные массивы, а в политическом плане – столицы и крупные города.

Конечно, всем известно сравнение контуров Италии с сапогом. А на что похожи очертания друг стран? Обратите внимание детей на необычные, на ваш взгляд, контуры стран. Подумайте, похож ли Китай на курицу или петуха, а Чили на одноименный острый перчик. Позвольте детям проявить фантазию и высказать свои предположения.

Работа с флагами, изучение их цветов и символики также открыла нам новые географические горизонты…

4. ГЕОГРАФИЯ И ЯЗЫКОЗНАНИЕ. Знали ли вы, что существуют даже лингвистические карты мира? Можно начать изучение с ареалов самых крупных языковых групп: где говорят на славянских, где на романских, германских и др. языках.

Любителям лингвистики будет интересно погрузиться в историю путешествий М.В. Ломоносова, В. Гумбольдта, Г. Шлимана. Поговорите о том, учился ли Ломоносов за границей; для чего Шлиман изучил более 10 языков; где и когда Гумбольдт изучал язык басков и др.

Задумывались ли вы о том, что география может быть связана с логопедией, например? Названия вулканов в Исландии —Тиндфьядлайёкюдль, Тунгнафедльсйёкюдль, Эйяфьядлайёкюдль — обязательно наведут вас на эту мысль! 

Поиск географических объектов по первым или последним буквам названия в сочетании с подсчетом их количества позволяет упражняться и в географии, и в русском языке, и в математике, а воспринимается это всё как увлекательная игра! Примерные задания для этой игры:

— Найди 10 стран на букву И

— Найди 5 стран, оканчивающихся на –стан

— Найди 5 стран, столицы которых состоят менее, чем из 5 букв

— Какие географические названия кажутся вам смешными и почему? и др.

На этом я остановлюсь, потому что думаю, что не проблема связать географию с любой областью знания, будь то не упомянутые выше физика, химия, астрономия или геометрия. В заключение хочу предложить также еще один интересный способ изучения географии: пусть дети попробуют придумать для вас, родителей, свои вопросы по этому предмету. Вот это у нас самое полезное действо, заодно я узнаю много нового о себе (о ужас! о том, сколько всего не знаю!) и о детях. После этого легче понять интересы детей, которые могут лежать в области музыки, спорта или автомобилестроения… Почему бы не обсудить, где появилась опера или первый автомобиль? Или процедуру отбора города для проведения Олимпийских игр? Ведь в какой бы точке мира мы ни находились, наши родительские сердца всегда открыты для диалога с детьми!

Автор текста: Ольга Федотова