В 2016 году в Федеральный закон №307 «Об аудиторской деятельности» были внесены поправки, согласно которым некоторые юридические лица обязаны раскрывать информацию о проведении обязательного аудита в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений (Федресурс, ЕФРСФДЮЛ). Действует данная обязанность с 01.10.2016 года. Однако в конце 2020 года в нее были внесены существенные правки – законодатель решил изменить критерии проведения аудита и тем самым освободить малый бизнес от проверки.
Кто должен проводить обязательный аудит и публиковать его в Федресурсе?
Теперь список выглядит следующим образом. Обязанность по проведению аудиторской проверки закрепляется за:
- Всеми акционерными обществами вне зависимости от их статуса – ПАО, АО, ОАО или ЗАО;
- Обществами с ограниченной ответственностью, если критерии по выручке от реализации превышают 800 миллионов рублей, а сумма активов – 400 миллионов рублей;
- Благотворительными фондами, годовой бюджет которых превышает 3 миллиона рублей;
- Кредитными и страховыми организациями;
- Негосударственными пенсионными фондами;
- Компаниями, чью ценные бумаги допущены к организованным торгам.
У многих возникает путаница с порядком осуществления размещения сведений об аудиторской проверке в Федресурсе. Вносить данные в реестр должен заказчик аудита – то есть компания, в отношении которой проводилась проверка. Законодатель предусмотрел жесткий срок внесения данных в ЕФРСФДЮЛ – в течение 3-х рабочих дней с даты подписания заключения аудитором.
Важно: если вы намереваетесь опубликовать итоги проведения аудита на сайте организации или в любом другом открытом источнике, это не заменит раскрытие информации в ЕФРСФДЮЛ. Предусмотренную законом обязанность необходимо соблюдать в установленном порядке.
Что будет, если не разместить аудиторское заключение в Федресурс?
Многие полагают, что отвечать придется только по ст. 14.25 КоАП РФ. Именно этот нормативно-правовой акт устанавливает ответственность за несоблюдение обязанности. Что считается под нарушением установленных законом требований в части раскрытия информации в ЕФРСФДЮЛ?
- Не размещение сведений о проведении обязательного аудита в Федресурсе;
- Совершение несвоевременной публикации в реестре;
- Представление недостоверных сведений об обязательном аудите в Федресурс.
Ст. 14.25 КоАП РФ предусматривает наложение на нарушителей административного штрафа в размере от 5.000 до 50.000 рублей или дисквалификацию должностного лица на срок от 1 года до 3 лет. Однако это не единственное возможное негативное последствие.
С 2021 года органы исполнительной власти и различные надзорные инстанции уделяют пристальное внимание исполнению обязанности по раскрытию информации в ЕФРСФДЮЛ. Компании стали получать предписания по ст. 14.25 КоАП РФ не только от Росреестра, являющегося надзорной инстанцией, но и от Федеральной налоговой службы и прокураторы. Соответствующие документы были получены организациями Москвы, Тамбовской, ростовской и Тульской областей.
Более того, по направленным предписаниям компании, не разместившие в Федресурсе аудиторское заключение, привлекались к административной ответственности не только по указанной выше статье, но и по следующим:
- Ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление аудита;
- СТ. 15.11 КоАП РФ за отсутствие первичных учетных и иных финансовых документов, хранение которых является обязательным.
Все это – серьезные негативные последствия для любой организации. А потому рекомендуется избегать их, своевременно исполняя обязанность. Как это сделать?
Как разместить аудиторское заключение в Федресурс?
Для этого необходимо совершить целый ряд процедур и посетить некоторые инстанции. Публикация сведений об аудиторском заключении в Федресурсе невозможна без приобретения квалифицированной электронной подписи, специального программного обеспечения, оплаты государственной пошлины и непосредственно составления текстовки публикации. Однако это не единственные трудности, с которыми лица могут столкнуться при попытке исполнить обязанность. Чаще всего возникают следующие сложности:
1. У меня уже есть КЭП, могу ли я с ее помощью внести аудит в Федресурс?
Ответ: если вы выпускали КЭП в целях раскрытия информации именно в ЕФРСФДЮЛ, то да. Однако если подпись приобреталась для других дел, внести с ее помощью публикацию в реестр будет невозможно. Проверить КЭП на соответствие требованиям размещения сообщений в ЕФРСФДЮЛ можно здесь: fedresurs.online;
2. Процесс занимает много времени, я могу не уложиться в трехдневный срок.
Ответ: только выпуск КЭП и зачисление оплаты госпошлину могут занять 2 суток. Поэтому следует держать руку на пульсе и отслеживать все сроки. В случае необходимости совершения срочной публикации рекомендуется обращаться за помощью к специализированным онлайн-сервисам;
3. Возникли технические сложности при раскрытии информации.
Ответ: действительно, установка КЭП и ПО на компьютер требуют соблюдения ряда технических требований, поэтому компоненты могут работать не на всех компьютер и не во всех браузерах. Рекомендуется обращаться за помощью с программистам или, опять же, онлайн-сервисам, которые сами проведут все необходимые работы;
4. Раскрытие информации – это дорого.
Ответ: приобретение КЭП и ПО, оплата госпошлины действительно требует немалых финансовых затрат. Как бы парадоксально не звучало, но самостоятельное внесение аудита в Федресурс обходится дороже, чем, к примеру, внесение сообщений в реестр через операторов.
Вам знакомы подобные проблемы? Или же вы просто не хотите тратить время и деньги на самостоятельное размещение аудиторского заключения в Федресурс? Воспользуйтесь услугами специализированных операторов, которые занимаются раскрытием информации в государственных реестрах уже более 12 лет. Самыми надежными являются следующие порталы:
Ваше аудиторское заключение будет опубликовано в реестре уже спустя 2 часа после оставления заявки на сайте. Выпуск КЭП, оплата государственной пошлины и составление текстовки публикации – все это будет проделано квалифицированными специалистами.
Также на сайте любого из порталов вы можете заказать бесплатную консультацию с экспертом по обязанности раскрытия информации в ЕФРСФДЮЛ.