Когда приходишь к кому-то в гости — сразу чувствуешь атмосферу места. Вещи, которые находятся здесь, могут многое рассказать о своих владельцах и дать понять вошедшему гостю, насколько ему здесь будет уютно самому.
Так мы почувствовали себя комфортно сразу, как вошли в семейную мастерскую ребят: большая светлая комната с высокими потолками, цветы в горшках, старые книги, сухоцветы, большой рабочий стол в середине комнаты, играющие разными красками стеклянные листы. Не зря они назвали свою мастерскую «НОРА»: это место действительно напоминает нечто укромное, тёплое, наполненное тайнами, при этом оставаясь гостеприимным. Каждый день здесь создают что-то новое и необычное, к чему относятся с трепетом и любовью.
Илья и Катя — муж и жена, которые в определенный момент решили изменить свою жизнь и реализоваться в собственном семейном деле. Илья ушёл из офиса, чтобы заняться ручной работой, а Катя, как истинный творец и художник, наконец обрела дело, близкое её душе.
Они поженились в 2011 году, а их проект стартовал в 2013, спустя год после рождения сына. «НОРА» — это история про партнёрство и творчество, причём не самое простое: ребята создают украшения и различные элементы декора из стекла и металла, применяя витражную технику. В каждое изделие они вкладывают себя, дополняя его смыслом и необычными элементами, вроде редких пород дерева или гербария.
Восхищает то, что они оба полностью самоучки и ранее не имели какого-либо опыта в этом деле! Они полностью сформировали себя сами и развили своё дело только посредством проб и ошибок.
Уже не терпится поговорить с ребятами и узнать, что там в «НОРЕ»!
Ребята, расскажите, как появилась идея о создании вашего проекта?
Катя: Всё началось с того, что мне понравился кулон, который я увидела в интернете. Это был небольшой стеклянный квадратик, а внутри него находилась незабудка. Я попросила Илью подарить мне это украшение на день рождения. Он ответил, что сможет сделать такое же сам. Попробовал — не получилось (смеется).
«Это должен был быть кулон. Мы хотели сделать что-то геометрическое, но получилось довольно громоздко.»
Илья: Да. В итоге я всё-таки купил то украшение Кате, при этом решил продолжить делать подобные изделия из стекла самостоятельно. Купил необходимые материалы и создал простые ёлочные украшения в форме льдинок. Это было как раз под новый год, и мы решили, что это хороший повод, чтобы выставиться с этими изделиями на местном маркете в Ногинске. Именно тогда мы увидели, что на наши украшения есть спрос и покупателям они интересны. С этого момента началась активная работа: мы много пробовали, было достаточно брака, но тем самым постепенно обрели необходимые знания и умения.
Катя: После маркета мы больше не делали ёлочные игрушки, так как сосредоточились на украшениях: кольцах, брошах, серьгах, кулонах. Завели аккаунт в Инстаграм, куда выкладывали фото своих изделий. Конечно, сравнивая тот уровень работ с тем, который у нас сейчас, — это небо и земля. Поэтому для нас удивительно, как люди покупали такое? Вероятно, подобные украшения тогда не были особо распространены и это было необычно.
Получается, что у вас не было раньше никакого опыта в этом деле ?
Илья: Да, мы самоучки. Когда в 2013 году начали заниматься созданием украшений, не было каких-то обучающих роликов на YouTube, с помощью которых можно было бы шаг за шагом погрузиться в этот вид искусства. Мы обучались всем особенностям работы только посредством собственных проб и ошибок.
Все наши первые украшения мы делали дома на кухне. А в ванной подпиливали стекло алмазным бруском вручную. Вспоминая это, я не понимаю, как мы это делали. Даже сейчас у меня уже так не получится — это действительно тяжело. В то время получалось создавать только одно украшение в день, а это довольно мало в сравнении с тем, что мы делаем сейчас.
Сколько изделий за день вы сможете сделать сейчас?
Катя: Точно не знаем, всё зависит от сложности партии. За один день у нас выходит примерно восемь пар сережек в законченном виде. Просто с опытом мы нашли удобные комбинации, чтобы ускорить процесс. Ведь все делается вручную в любом случае, и каждый экземпляр будет чем-то отличаться от других.
«Мы делаем уникальные вещи вручную, каждая из них отличается друг от друга. Мы не штампуем одинаковые пары, нам самим это неинтересно. Поэтому у нас такой большой и разнообразный ассортимент украшений.»
Катя, на каком этапе ты присоединилась к созданию изделий?
Я вливалась в этот процесс постепенно, присматривалась к тому, что делает Илья. В первое время мне было страшно: боялась использовать горячий паяльник, работать со стеклом и брать его в руки. Казалось, что при любом взаимодействии я поранюсь. Поэтому поначалу просто чистила украшения. Потом конечно же стала пробовать и постепенно смогла побороть свои страхи. Это случилось в тот день, когда Илья был на работе: я просто взяла в руки паяльник и начала работать с материалом. В тот момент я почувствовала, что открываю что-то новое для себя, с чем никогда раньше не сталкивалась. Мне действительно было интересно этим заниматься. С каждым новым изделием я задумывалась, что могу сделать ещё, как поиграться с формой, каких новых элементов стоит добавить.
Как бы ты могла описать стекло, что это за материал для тебя?
Для меня он не простой, но я смогла с ним совладать. Это что-то опасное и одновременно очень хрупкое, с чем нужно найти общий язык. Это тот материал, который у меня отзывается.
«Было много страхов по поводу работы со стеклом, но я их победила. Конечно, не обошлось без порезов, но серьезных не было. Главное — аккуратно обращаться.»
Кем вы работали до того, как занялись изготовлением изделий?
Илья: Я долгое время работал в рекламном агентстве, где мне как раз не хватало работы руками. Приходилось пять дней в неделю ездить в офис из Электростали в Москву. А когда увлекся изготовлением украшений, то посвящал этому все свои выходные.
Катя: Я официально нигде не работала. Всё время была в поиске своего дела и не могла выбрать что-то определённое. Но всегда занималась творческой деятельностью: шила, делала украшения, игрушки, рисовала. По образованию я дизайнер одежды.
Илья, как получилось, что хобби переросло в твою основную деятельность?
Был очередной виток кризиса в рекламном бизнесе. Начали появляться какие-то сложности по работе, и было непонятно, что произойдёт с компанией. Тогда я и решил уйти. На тот момент у нас уже хорошо продавались изделия в Инстаграм, сарафанное радио работало, и мы активно участвовали в различных маркетах. После я уже не возвращался в наемную работу. Совершенно точно можно сказать, что мы нашли себя в нашем деле.
Какой была реакция близких и знакомых людей, когда они узнали о вашем семейном проекте?
Катя: Нас очень поддержали коллеги с работы Ильи. Был канун его дня рождения, тогда я написала его знакомой, что было бы классно, если они подарят ему шлифовальную машину для стекла, а недостающую сумму я бы дополнила. Но они сами всё собрали и подарили нам эту машинку, на которой мы работаем до сих пор!
Илья: Люди молодого поколения были рады за нас, а вот нашим родителям было не совсем ясно то, чем мы занимаемся. Они люди старой закалки. Конечно, у них есть страхи на тему того, что у меня теперь нет надежной работы в их классическом понимании работы. Им непонятно, как мы можем зарабатывать на ярмарках и маркетах и что это такое в принципе. Возможно, на их взгляд я лодырь, потому что работаю дома за компьютером, а не на заводе от звонка до звонка.
Как начала складываться ваша жизнь после того, когда Илья ушёл из рекламного агентства?
Катя: На тот момент мы уже достаточно хорошо развивались: появились первые постоянные покупатели среди наших знакомых и их друзей, мы регулярно участвовали в маркетах. И однажды подвернулась возможность переехать в свою мастерскую. Ведь до этого мы работали дома, а это не очень безопасно, когда у тебя маленький ребенок: вокруг может оставаться стеклянная пыль и нужно обязательно мыть пол после каждого раза, как изготовили украшение; плюс запах и дым от пайки.
Илья: Первая наша мастерская была в маленьком помещении в ДК Октябрь, вполовину меньше того, что у нас сейчас. Там мы проработали около трех лет. А потом возникли трудности с продлением аренды, поэтому решили съехать. Так мы переехали в это помещение, которое снимаем уже полтора года. И нам действительно очень повезло с ним — здесь большое пространство, высокие потолки, оно находится в центре города и недалеко от нашего дома.
Катя: Когда мы его впервые увидели, то сразу согласились переехать! Ведь это здание еще советского периода — настоящий индустриальный мини-лофт. Мы не сильно углублялись в его историю, но по рассказам наших родителей, здесь раньше была поликлиника или больница.
Хотелось ли вам уехать из Электростали?
Илья: Мы оба родились здесь. И если раньше были мысли о том, чтобы переехать, то сейчас мы ,наоборот, рады, что находимся здесь. Нам нравится, что город маленький, за счет этого сокращены все расстояния. Дойти до нужного места занимает у нас не более двух минут, всё близко. В крупном городе тяжеловато в этом плане.
Когда ваше дело начало приносить постоянный доход?
Илья: Мы выходили на это постепенно, наверно, в течение года после моего ухода из офиса. Но всё изначально было довольно неструктурированно, так как мы не бизнесмены и конкретных знаний в выстраивании бизнес-процессов у нас не было. По сути это был творческий порыв, которому мы следовали, без стратегии и четкого плана. Многое к нам пришло только с опытом, и сейчас это полноценный бизнес.
Катя: Наш доход пока остается плавающим. Бывает, один месяц — гуляем, а в следующий — затягиваем пояса. Но мы постоянно вкладываемся в развитие нашего дела и обустройство мастерской.
Илья: Нужно понимать, что мы всё делаем вдвоём, и, конечно, нам не во всех сферах хватает знаний. У нас есть цель — заняться развитием нашей страницы в Инстаграм, поработать над продвижением.
Расскажите, как появилось название вашей семейной мастерской «НОРА»?
Катя: Оно родилось благодаря нашему путешествию в Суздаль. Тогда в форме игры мы искали по городу разные отверстия в домах, текстурах. А когда находили, то фотографировали их и выкладывали в Инстаграм с хештегом «в поисках норы». После этого прошло много времени, и это слегка подзабылось.
Когда мы создали нашу семейную мастерскую, то перебирали много названий, но что-то всё равно не нравилось. И как-то раз Илья говорит: «Я знаю, как назвать — НОРА!» Это звучало необычно и загадочно, сразу возникает много вопросов к названию, и это цепляет — в общем то, что нужно.
Каких идей или принципов вы придерживались при создании вашего семейного дела?
Илья: Мы сразу отказались от использования олова с примесью свинца в украшениях. Так как считается, что свинец не особо безопасный материал, в отличии от олова. И несмотря на то, что комбинация этих двух металлов — более дешевый вариант, мы всё равно закупаем только чистое олово, потому что для нас это трепетный момент. Нам важно доверие наших покупателей, поэтому мы честно и открыто можем говорить о том, что изготавливаем наши украшения из безопасного и гипоаллергенного материала.
Также мы разделяем идею безотходного производства. К примеру, у нас есть коллекции украшений, в которых мы используем благородные сорта дерева. В этом случае мы закупаем не целые куски древесины, а выбираем небольшие кусочки, оставшиеся от разных производств, где используется этот материал.
«Одно из следствий нашей работы — руки часто в очень плохом состоянии, несмотря на то, что мы работаем в перчатках. Всё из-за постоянного мытья изделий и микроцарапин, которые остаются от работы со стеклом.»
Как вам кажется, «НОРА» — это история про что?
Катя: «НОРА» — это определенно про творчество. Я не могу ограничить нашу деятельность только работой со стеклом — возможно, она перерастёт во что-то другое или мы добавим нечто новое . Нам важно делать интересные и сложные изделия, с каждым разом переходя на новый уровень. Я бы очень хотела создать школу витражистов, где авторы смогут делиться своим опытом.
Илья: Да, Катя хочет привлекать новых людей, а для меня ценно, что «НОРА» остаётся именно нашим семейным делом. Мы задумывались о подмастерье, который мог бы нам помогать в работе, но пока что не совсем готовы впустить кого-то в наш уголок, в нашу «НОРУ». Да и необходимости сейчас в нём особо нет.
Катя: А я вот люблю общение, и мне его всегда не хватает. Поэтому мне нравится, когда к нам кто-то приходит в мастерскую. Мне хочется, чтобы у нас была команда, чтобы приходили люди на разные мастер-классы или просто устраивать общение по интересам за круглым столом.
Влияет ли на ведение вашего бизнеса то, что вы семья?
Илья: Это не сильно отражается, скорее наоборот — работа влияет на семейную жизнь. Так как больше мы общаемся по работе, и полностью переключиться с режима «работа» на режим «дом» не получается. У каждого из нас есть свои собственные взгляды, из-за чего могут возникать споры.
Что нужно делать, чтобы не разрушить ни семью, ни бизнес из-за разногласий?
Катя: Это действительно тяжело, я не знаю, как это нам удается. Вообще лучше мужу с женой бизнес не делать вместе. Либо делать, но сразу договариваться, как будут решаться спорные вопросы, так как проблемы будут по-любому. Просто всё приходит с опытом, пока не обожжёшься — не поймешь. Когда-то я соглашаюсь с Ильей, в других ситуациях — он со мной.
Илья: Ещё мы недавно поняли, что нужно делать что-то вроде планёрок для обсуждения рабочих моментов. Но не за приготовлением ужина, а в специально выделенный день, когда будут решаться вопросы по-деловому, как с бизнес-партнёром, а не как мужа с женой.
«Вообще лучше мужу с женой бизнес не делать вместе. Либо делать, но сразу договариваться, как будут решаться спорные вопросы, так как проблемы будут по-любому.»
Как выглядит ваш график работы?
Илья: Многое зависит от настроения и состояния. Иногда мы делаем только заготовки, которые затем передаём друг другу доделать. Я могу сидеть допоздна, чтобы успеть по максимуму. Ведь есть и срочные заказы, которые обязательно нужно завершить к ближайшему сроку.
Катя: Благо, что мы можем позволить себе выстроить свой собственный удобный график, невзирая на кого-то. Делать в своём темпе.
Илья: Мы редко работаем в мастерской вдвоём, обычно чередуемся. В работе у нас есть разделение обязанностей: мне проще делать что-то фундаментальное, например, пилить стекло, я медитирую во время этого. Для меня сложно заниматься с чем-то тонким, где нужна аккуратность. Например, у «НОРЫ» есть серия украшений, где в стекле находятся небольшие засушенные растения и цветы, как раз её создает Катя.
О, как необычно! Катя расскажи подробнее об этой серии, как ты находишь растения?
Идея использования ботаники в изделиях пришла благодаря тому украшению с незабудкой, которое я хотела получить на свой день рождения. Мне всегда нравились цветы, даже хотела пойти на курсы флориста, но потом отложила эту затею. Все гербарии я собираю сама каждое лето. Первое время, когда я только начала этим увлекаться, то просто шла гулять, смотрела себе под ноги и собирала всё новое, что вижу. Постепенно набирала опыта в работе с гербариями: наблюдала за тем, что хорошо сушится, а что не очень; какие растения сохраняют свою яркость, а какие тускнеют. Я просто делала то, что нравилось мне самой. И сейчас украшения с ботаникой достаточно популярная серия у наших покупателей.
Как создается само украшение с гербарием, какие есть особенности?
Создание такого украшения — это отдельный процесс, тут важно всё делать более аккуратно и внимательно, чем обычно. Следить за температурой, чтобы во время пайки не перегреть украшение. Если внутри изделия температура будет очень высокой, то растения потемнеют. Поэтому важно каждый этап делать маленькими шажочками.
«Многие растения для букетов я собираю и сушу сама. В прошлом году пробовала вырастить некоторые из них на даче, например, эти жёлтые.»
Смотрю, ты также занимаешься составлением букетов из сухоцветов.
Да, это мой второй проект, который я начала года два назад. Я занялась сухоцветами, так как изначально много времени посвятила гербариям . Началось всё с того, что у меня уже были разные засушенные растения, и я попробовала из них что-то собрать. Так получались разная флористика, веночки.
Сколько у тебя уходит времени, чтобы создать букет?
Больше всего времени затрачивается на подготовку материала. Некоторые растения нужно поставить на ножку, например, коробочки хлопка, у которых нет своей. Какие-то обязательно нужно чистить и расправлять горячим паром, этого требует и лагурус. Его ещё по-другому называют зайцехвост — это злаковое растение, которое имеет волоски. Если их не почистить, то потом они станут выпадать, а сам букет будет выглядеть замусоренным и неопрятным.
Пока что проект с сухоцветами у меня не получается развивать серьезно, так как на «НОРУ» уходит много времени и меня на всё не хватает.
С учетом того, что вы много работаете с геометрией, какая форма для вас идеальная?
Илья: Для меня это треугольник. Используя эту фигуру, можно бесконечно фантазировать и создавать разные композиции.
Катя: Я люблю все формы, нет какой-то одной идеальной. Как раз для меня сложнее всего паять именно треугольники, поскольку там острые углы. А когда мы только начали, то самыми невыполнимыми были изделия круглой и овальной формы. Но спустя годы выработалась техника, и теперь эти формы даются обработке легче всего.
Есть ли у вас цель посредством вашего семейного проекта показать людям ценность ручного труда?
Илья: Мы сами ценители авторских проектов и делаем наши изделия для таких же ценителей. Когда выставляемся на маркетах, стараемся там же поддержать и других авторов, покупая их продукцию.
Катя: Просто есть люди, которые хотят чего-то уникального, и это им нравится, а кому-то это просто не нужно. Хотя в последние время, как мы заметили, люди любят покупать изделия у локальных мастеров.
Были ли случаи, когда ваши клиенты были разочарованы заказанным изделием?
Илья: Бывает разное: кто-то очень доволен, а кто-то наоборот —на фото увидел одно, а ему в реальности пришло не то, что он ожидал. Но таких случаев мало. Даже если кому-то не понравилось изделие, то мы не погружаемся в это глубоко и не проецируем недовольство на себя.
Катя: Да, нет такого, что если кто-то плохо отозвался о самом изделии, то мы синхронно воспринимаем это на свой счет.
Как бы вы описали ваших покупателей, кто они?
Катя: Все покупатели отличаются друг от друга, и запросы у них разные. Сложно описать их каким-то одним словом. Но совершенно точно, что это ценители ручного труда.
Илья: Для меня они очень классные, потому что когда-то выбрали нас, почувствовав эстетическую ценность и привлекательность наших изделий.
У нас замечательные постоянные клиенты и партнеры-магазины в разных городах, многие поддержали «НОРУ», когда началась пандемия. Мы тогда придумали акцию, и люди позитивно отреагировали на неё, покупали украшения. Но заказов было, конечно, меньше, чем обычно. И это очень чувствовалось. С корпоративными клиентами нам, кстати, тоже везёт.
Как вам больше нравится работать: с большими корпоративными заказчиками или с частными лицами?
Катя: Когда получаешь корпоративный заказ, то это интересно финансово. Потому что делаешь много и сразу чувствуешь отдачу. С частными клиентами интересно работать, когда заказ необычен в исполнении. Бывает, что к нам приходят люди со своими эскизами, и есть действительно ошеломляющие решения, что мы сами удивляемся.
Илья: Мы работали с несколькими корпоративными заказчиками. Однажды нас позвали оформлять новый офисный центр для Газпрома, мы делали для них ботанические декоры. Они на нас вышли при содействии одной компании по озеленению. Это был довольно интересный опыт. Также сотрудничали с Росатомом, делали для их благотворительного проекта кулоны и броши.
На данный момент мы дружны с благотворительным фондом помощи хосписам «Вера», у которого символ одуванчик. Раньше они закупали у нас украшения с одуванчиком для своих работников и волонтеров. Сейчас мы перечисляем этому фонду 10% с продажи каждого изделия с одуванчиком.
Хотели бы вы сделать какую-нибудь коллекцию украшений с именитым брендом?
Катя: Да, нам хотелось бы сотрудничать с дизайнерами одежды. Мне, например, нравится марка NINA DONIS. Поработать с ними было бы очень круто! Кстати, у нас уже был опыт работы с дизайнерами одежды, мы создавали различные элементы для их нарядов.
Ещё нам интересны глобальные вещи — мы мечтаем сделать большой витраж на окно. Просто нужно начать это делать.
Где вы продаете ваши украшения сейчас?
Илья: В основном люди покупают через наш сайт, заказы идут со всей России. Также часть товара забирают к себе на продажу партнёры: о обожаю семейное дело “МОЛОДОСТЬ” из Нижнего Новгорода и магазин “ЕЛЬ” из Екатеринбурга — у них классная локация в Ельцин центре, чувствуется сплоченность и профессионализм команды, они ценители локальных марок. Рад, что мы сотрудничаем с ними уже несколько лет.
На данный момент у нас около шести постоянных партнёров, но раньше было больше. Просто мы круто обожглись и сейчас более требовательны к рассмотрению предложений о сотрудничестве.
Сейчас в основном остались те, кто делает закупки с предоплатой, а по реализации предпочитаем больше не работать. Разные были случаи, например, магазин возвращает нам остатки, а там нет и трети от того, что они должны были вернуть. Или, когда дело доходит до отчетов по продажам, сразу появляются нестыковки и люди пропадают, не берут трубки.
Какие украшения пользуются большей популярностью?
Илья: Спрос всегда плавает. Например, зимой люди любят покупать серию с гербариями, а летом хорошо идут украшения-льдинки, это прямо хит! Когда мы создавали эту коллекцию, думали, что это зимняя история, а оказалось наоборот. В общем не всегда удается предугадать.
У вас есть девятилетний сын Макар, он помогает в вашем деле?
Илья: Да, помогает. Упаковывает вместе с нами изделия, кладет наполнитель. Когда мы собирали с ним большой корпоративный заказ, он никак не мог понять, зачем кому-то 20 пар одинаковых сережек и брошек (смеются).
Катя: Какие-то украшения мы даже делали по его эскизам. Мне очень нравится, как Макар изображает машинки, и я хочу сделать витраж с его рисунка.
Был ли у вас период, когда пропадало вдохновение и всякое желание что-либо делать?
Катя: У меня нет. Скорее выгорание, когда слишком много делаешь, после чего уже ничего не хочется. У меня большая коллекция эскизов, которую можно воплотить. Так что идеи есть всегда, а вот время на воплощение ограничено.
Илья: Всё наши изделия в основном делаются спонтанно, нет каких-то определенных коллекций. Кстати, как-то раз мы проводили конкурс на нашем сайте. Мы задавали тему, а люди присылали нам свои эскизы. После чего выбирали победителя и делали украшение с этим дизайном на продажу с указанием автора.
Видеть красоту в простых вещах — это про вас?
Катя: Про меня точно (смеется).
Илья: И про меня тоже. В наших изделиях мы всегда обращаемся к геометрии и простым формам. Я всегда любил минимализм и советский конструктивизм, это то, что также воплощено и в наших украшениях. Даже наш логотип — это простые элементы: чёрный круг на белом фоне. И вы можете заметить, что это не идеальный круг. Ведь это нора, а она не имеет четких очертаний, на ней всё равно есть неровности. Это как раз Катина идея, а я бы до этого не дошёл.
Катя: Мне просто нравится то, что мы делаем. И пока я к этому интерес не потеряю — не брошу. Для меня это любимая работа. Да, иногда ты от неё устаешь, но всегда возвращаешься — ведь осталось много идей, которые я пока ещё не реализовала.
___________________________________
Текст: Гуленкова А.
Фото: Новикова А.
Бюро историй «Близкие по...» вы можете найти в разных социальных сетях:
- Яндекс.Дзен: zen.yandex.ru/id/5fa0823be560c644e0b7dae9
(основной канал, где мы публикуем наши интервью с героями). - Instagram: stories_bureau ( актуальные новости проекта, анонсы интервью, интересные посты, прямые эфиры, ответы на вопросы).
- Telegram: stories_bureau ( здесь вы можете пообщаться с нами, а также следить за новостями и анонсами о выходе новых интервью на Яндекс.Дзен ).
Мы будем рады увидеть вас в числе подписчиков!
Задавайте вопросы, оставляйте комментарии и предложения.
С теплом,
Бюро историй «Близкие по...».